Ст. 27.8 КоАП РФ с комментариямиСтатья 27.8 КоАП РФ. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов - размещена в Четвёртом разделе Двадцать седьмой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из шсти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 27.8 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 27.8 КоАП РФ. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
Комментарии к статье 27.8 КоАП РФОсмотр представляет собой непосредственное изучение лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при участии понятых участков местности, помещений, отдельных предметов и иных объектов в целях пресечения правонарушения, обнаружения предметов и орудий совершения правонарушения, установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Непосредственное изучение в ходе осмотра обстановки позволяет лицу, осуществляющему производство, составить наиболее точное и полное представление о характере правонарушения и на этой основе сделать заключение о наличии или отсутствии признаков правонарушения. Основанием для применения осмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, налогообложения и иных сферах функционирования субъектов, имеющих специальный статус — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По смыслу комментируемой статьи осмотру могут подвергаться только помещения, принадлежащие юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и, соответственно, используемые для осуществления предпринимательской деятельности (торговые помещения, места хранения товаров и оборудования, помещения для оказания услуг — мойки автомобилей, риэлтерские конторы и т.п.) и находящиеся там вещи и документы. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве и в установленном законом порядке. Некоторые виды предпринимательской деятельности осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии); отсутствие лицензии является правонарушением. Следует отметить, что помещения и территории могут принадлежать гражданам и юридическим лицам не только на праве собственности, но и на правах аренды, пользования, распоряжения и т.д. Комментируемая мера применяется только в отношении лиц со специальным статусом — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Этот статус подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо зарегистрированным надлежащим образом уставом юридического лица. По смыслу комментируемой статьи при осуществлении в помещении незаконной торговой, хозяйственной деятельности лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не представляющим юридическое лицо, уполномоченные должностные лица не могут применять рассматриваемую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Осуществлять осмотр вправе должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. По сравнению с доставлением и административным задержанием перечень этих лиц расширен — все должностные лица, в компетенцию которых входит составление протоколов об административных правонарушениях, вправе производить осмотр. Вместе с тем только должностные лица органов, уполномоченных применять меры непосредственного принуждения (органов внутренних дел, таможенных органов и др.), вправе при оказании индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица сопротивления принудительно провести осмотр помещения или территории. Осмотр производится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Так как данная мера носит неотложный характер и применяется для пресечения правонарушений, при отсутствии в момент осмотра индивидуального предпринимателя либо законного представителя юридического лица осмотр может проводиться в присутствии представителей данных лиц — продавца, торгового агента, кладовщика, бухгалтера и т.д. С целью удостоверения факта и доказательств правонарушения, законности действий должностных лиц присутствие понятых обеспечивается на протяжении всей процедуры осмотра, от предъявления требования об осмотре помещения и территории и до изъятия вещей и документов. Об осмотре помещения, территории, документа или вещи составляется протокол, в котором указываются дата, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (юридический и фактический адрес, полные установочные данные предпринимателя или представителя юридического лица, номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя или устава юридического лица), сведения об осмотренных территориях и помещениях, о количестве, виде, размерах обнаруженных вещей с указанием их идентификационных признаков (применительно к алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте — серия, номер акцизных марок, дата розлива, данные об изготовителе, к оружию — марка, калибр, номер, количество патронов). В случае необходимости с целью документирования факта совершения правонарушения применяются фотосъёмка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств. Протокол осмотра подписывается должностным лицом, составившим его, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица, понятыми. При отказе предпринимателя или представителя юридического лица от подписи об этом делается отметка в протоколе, скреплённая подписями понятых. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю. Осмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с осмотром как мерой принуждения по уголовным делам, мерой принудительного исполнения в производстве по гражданским делам и иными мерами административного принуждения. Основное отличие заключается в том, что осмотр применяется только в связи с совершением административного правонарушения и только в отношении помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности. В ходе производства по уголовному делу может быть проведён осмотр жилища, места происшествия, местности, иного помещения, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК РФ). |