.

Ст. 27.2 КоАП РФ с комментариями

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление - размещена в Четвёртом разделе Двадцать седьмой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из трёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 27.2 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление

  1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
    1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьёй 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьёй 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления войск национальной гвардии Российской Федерации;
    3) военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 — 20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;
    5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооружённых Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации или воинской части;
    6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
    7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    9) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
    10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;
    10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);
    12) утратил силу;
    13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;
    14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
    15) утратил силу;
    16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение.
  2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
  3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Комментарии к статье 27.2 КоАП РФ

Название данной меры претерпело существенные изменения по сравнению с КоАП РСФСР, ст. 238 которого определялись основания и порядок «доставления нарушителя». Соответствующими изменениями законодатель не только определил возможность применения данной меры в отношении физических лиц и отношении имущества (например, судов и орудий совершения административного правонарушения (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи), но и обеспечил её соответствие принципу презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях, согласно которому лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Поскольку целью доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является составление протокола об административном правонарушении, основанием доставления является совершение деяния, содержащего признаки правонарушения. В этой связи, с одной стороны, недопустимо доставление лица в служебное помещение компетентного органа, например, для проверки документов при отсутствии признаков правонарушения, а с другой — при принятии решения о доставлении уполномоченное должностное лицо не обязано устанавливать все признаки состава правонарушения, достаточно установления события правонарушения.

Следует особо отметить, что наличие в действиях лица признаков состава правонарушения само по себе не даёт право уполномоченным должностным лицам осуществить доставление данного лица в служебное помещение органа внутренних дел или иные помещения, указанные в комментируемой статье. Доставление может применяться только при одновременном наличии ещё двух оснований — только в случаях, когда составление протокола об административном правонарушении является обязательным и составить его на месте выявления правонарушения невозможно.

Законодатель предусмотрел только два случая, когда административное наказание может быть назначено без составления протокола об административном правонарушении: если за совершение физическим лицом административного правонарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа и лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание (ч. ч. 1, 2 ст. 28.6 КоАП РФ) и в случае выявления правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

К обстоятельствам, препятствующим составлению протокола об административном правонарушении на месте его выявления, относятся чаще всего отсутствие у лица, совершившего противоправное действие, документов, удостоверяющих личность, либо появление сомнения в том, что они подлинны, отказ сообщить о себе необходимые сведения, нахождение лица в состоянии опьянения и оказание противодействия при пресечении и процессуальном оформлении уполномоченным должностным лицом правонарушения.

Сущность доставления как принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или иное служебное помещение предполагает не только кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица путём доставления его в служебное помещение, но и подавление при этом возможного сопротивления, как психического, так и физического, — словесного отказа выполнить требование должностного лица, отказа выйти из транспортного средства и др.

Доставление как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от иных мер административного принуждения, в частности административно-предупредительных мер, не связанных с совершением лицами, в отношении которых они применяются, административных правонарушений. Примером последних является доставление физических лиц в помещения органов внутренних дел для установления личности в зоне проведения контртеррористической операции (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление, закреплён в ч. 1 комментируемой статьи и является исчерпывающим. Следует особо отметить, что значительное количество должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, несмотря на наличие юрисдикционных полномочий, предусмотренных гл. 23 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, не наделены правом применения мер государственно-властного принуждения для их реализации.

На основании обращений должностных лиц указанных органов доставление лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

КоАП РФ не определяет сроков доставления, но обязывает уполномоченных должностных лиц осуществить его в возможно короткий срок. Данный критерий определяется в каждом конкретном случае с учётом объективных обстоятельств — погодных условий, наличия транспортного обеспечения, инфраструктуры местности, удалённости места пресечения правонарушения от служебных и иных помещений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

Порядок разбирательства уполномоченных должностных лиц с доставленными лицами регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами. Порядок разбирательства с гражданами, доставленными в дежурные части территориальных органов МВД России, закреплён Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД России от 30.04.2012 N 389. Наставлением, в частности, определено, что выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специально оборудованном помещении, а также закреплена обязанность оперативного дежурного быть вежливым и тактичным в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений (п. п. 4, 7). Также Наставлением закреплён исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты оперативным дежурным в отношении доставленного по результатам выяснения обстоятельств его задержания и доставления (п. 5), основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть (пункт 8), перед размещением доставленных в помещения для задержанных и после их размещения в указанных помещениях (п. п. 9 — 17 и 18 — 28 соответственно).

Особый порядок разбирательства предусмотрен в отношении лиц, обладающих иммунитетом и в силу наличия специального статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности. В случае если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством РФ он обладает иммунитетом от задержания (судьи, прокуроры и др.), оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, доложив о факте его доставления письменным рапортом на имя начальника территориального органа МВД России и проинформировав дежурную часть вышестоящего территориального органа МВД России (подп. 8.3.1 Наставления).

Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания, содержится в приложении N 5 к названному Наставлению. В случае доставления в орган внутренних дел за совершение административных правонарушений военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а также сотрудников органов внутренних дел и других лиц, которые согласно требованиям ст. 2.5 КоАП РФ несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, оперативный дежурный после установления личности доставленного, его места службы, а также оснований и причин доставления обязан известить командира воинской части (военного коменданта), начальников соответствующих органов внутренних дел о произведённом доставлении и задержании, вызвать представителя воинской части или указанных органов для передачи доставленного и привлечения последнего к дисциплинарной ответственности (подп. 5.5 Наставления). В приложении N 1 к Наставлению содержатся Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России.

В отличие от ранее действовавших норм КоАП РСФСР доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях оформляется процессуально: о нем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Дополнительной процессуальной гарантией обеспечения прав граждан является закреплённая ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ обязанность должностных лиц вручить доставленному лицу по его просьбе копию протокола о доставлении.

С момента составления протокола о доставлении, если этот процессуальный документ является первым в производстве по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении считается возбуждённым (п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 9.6 КоАП РФ с комментариями

Статья 9.6 КоАП РФ. Нарушение правил использования атомной энергии и учёта ядерных материалов и радиоактивных веществ - размещена во Втором разделе Девятой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Ст. 24.5 КоАП РФ с комментариями
Ст. 25.7 КоАП РФ с комментариями
В СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённыхВ СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённых
Трепову этапировали в колониюТрепову этапировали в колонию
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты