Ст. 19.7.7 КоАП РФ с комментариямиСтатья 19.7.7 КоАП РФ. Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах - размещена во Втором разделе Девятнадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из двух частей текста с двумя примечаниями. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 19.7.7 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 19.7.7 КоАП РФ. Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах
Примечания:
Комментарии к статье 19.7.7 КоАП РФКомментируемая статья была внесена в КоАП РФ в качестве обеспечительной меры, соответствующей положениям ст. 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». В данной статье устанавливается назначение и правовой режим единой федеральной информационной системы сведений о показах фильмов в кинотеатрах (ЕАИС). Ранее название системы звучало как «Электронный кинобилет», и основная идея заключалась в замене бумажного билета электронным. По мере создания системы акценты в её назначении были смещены. Информационная система предназначена для сбора, учёта и обработки сведений о публичной демонстрации фильмов в российских кинотеатрах. Информация на бесплатной основе и в обязательном порядке предоставляется оператору системы демонстраторами фильмов. Оператор обрабатывает всю полученную информацию и публикует на государственном ресурсе www.ekinobilet.ru с общим доступом. Основным объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере государственной поддержки кинематографии, а именно отношения, связанные с получением информации о публичной демонстрации фильмов в российских кинотеатрах. Именно эта цель была заявлена при создании Единой автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинотеатрах (ЕАИС). В пояснительной записке к проекту изменений в Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ необходимость внедрения этой системы была обусловлена проблемой непрозрачности в сфере кинопроизводства, кинодистрибуции и кинопоказа: «Получение достоверных сведений о показе отечественных фильмов на территории России является необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов. Такая система на сегодняшний день может стать единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной поддержки тех или иных групп проектов». Таким образом, подчёркивается на сайте ЕАИС, система принимает на себя функции предоставления статистической информации от кинотеатров прокатчикам, увеличивает эффективность работы их аналитических служб, что, в свою очередь, может служить дополнительным фактором развития бизнеса. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (Официальный сайт Государственной Думы: URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsf/ByID/288B0676D85E31FFC325764600255ACC). Дополнительным объектом рассматриваемого правонарушения следует считать общественные отношения, складывающиеся при перечислении налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. Одной из проблем, для решения которых, по замыслу законодателя, внедрялась ЕАИС, являлось то, что вследствие непрозрачности взаимоотношений в сфере кинопроизводства, кинодистрибуции и кинопоказа «сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30% — 50% их общей суммы». Там же. Наконец, дополнительным объектом правонарушения могут являться отношения в сфере защиты авторских прав. В ст. 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ указано одно из предназначений единой информационной системы — обеспечение защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения, прав потребителей. Таким образом, лицо, осуществляющее несанкционированный правообладателем платный показ фильма, будет нести ответственность по совокупности статей: 19.7.7 и 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода), либо 19.7.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 146 УК РФ, если стоимость проката демонстрируемого фильма превышает сто тысяч рублей. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в непредоставлении, либо неполном предоставлении, либо предоставлении заведомо недостоверной информации в Единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ в систему передаётся информация относительно проданных билетов (слова «сведений о показе фильма» в формулировке комментируемой статьи следует читать как часть названия информационной системы). На самом деле противоречия между информацией о показе фильмов и информацией о проданных билетах нет, поскольку в соответствии с правилами по киновидеообслуживанию населения договор на киновидеообслуживание считается заключенным с момента продажи билета, в котором должны быть указаны наименование киновидеозрелищного предприятия, посадочное место, дата и время начала сеанса, цена (Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения»). Тем не менее правоприменителю следует руководствоваться именно формулировкой закона о поддержке кинематографии. Так, если показ фильма состоялся при пустом зале (т.е. не было продано ни одного билета), сведения о показе фильмов передавать не следует. В данном случае своеобразным «источником права» будет выступать сама информационная система, поскольку её алгоритм не позволит внести запись с незаполненными обязательными полями, к которым относятся номер ряда и номер места проданного билета. Билет является бланком строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчётности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники. В соответствии с этим Положением Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 «Об утверждении бланков строгой отчётности» утверждена форма билета при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями и т.д.). Согласно Правилам функционирования единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.10.2010 N 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах», информация о проданном билете содержит следующие данные (п. 4):
Как справедливо отмечает А.Г. Снегирев, «в роли покупателей могут выступить и юридические лица, которые расплачиваются за услуги путём перечисления денежных средств через расчётный счёт. В этом случае бланк строгой отчётности (билет) можно не выдавать, однако отсутствие данного бланка не означает, что сведения о проданных таким образом местах в кинозале не надо передавать в ЕАИС». Снегирев А.Г. Сведения о показах фильмов в кинозалах для ЕАИС // Автономные организации: бухгалтерский учёт и налогообложение. 2010. N 12. С. 68 — 72. В п. 10 Правил устанавливается срок предоставления информации: не реже 1 раза в час с момента начала подачи билетов и в течение 1 часа после окончания времени продажи. Каждая передача информации содержит данные о билетах, проданных в течение 1 часа, прошедшего с момента предыдущей передачи информации. При невозможности передачи информации по независящим от него причинам демонстратор обязан уведомить об этом оператора единой информационной системы (п. 12 Правил), передать информацию незамедлительно после устранения задержки с указанием её причин. Хотя формально комментируемая статья не предусматривает ответственность за предоставление информации с нарушением сроков, фактически система не позволит внести данные о билетах, проданных раньше чем час назад без ручного вмешательства оператора системы, предварительно уведомленного демонстратором. В этом случае автоматически происходит непредоставление информации. Кроме того, согласно п. 6 Правил уточнение информации о киносеансе допускается только в отношении билетов, по которым был произведён возврат денежных средств (в соответствии с п. 24 Правил по киновидеообслуживанию населения зрители имеют право на возмещение стоимости билета при отказе от просмотра по причине отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия, а также в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях). Таким образом, исправить ненамеренно допущенную ошибку в данных не получится и придётся нести полную ответственность по комментируемой статье. Скорее всего, это положение Правил обосновано особенностями алгоритма автоматизированной информационной системы и допущениями, принятыми при ее проектировании. Действительно, возможность произвольного изменения информации о проданных билетов была бы чревата злоупотреблениями со стороны демонстраторов (исправление заведомо ложных данных в случае проверки), привело бы к удорожанию разработки системы и потребовало бы дополнительных усилий по её модерированию (для предотвращения злоупотреблений каждое изменение должно отслеживаться модератором). В то же время невозможность исправления технической ошибки явным образом нарушает интересы добросовестного демонстратора. Законодателям и разработчикам системы следует предусмотреть возможность исправления технической ошибки в пределах нормативно определённого срока. Следует особо отметить следующие моменты:
В соответствии с п. 5 Правил по киновидеообслуживанию населения, публичная демонстрация киновидеофильмов без прокатного удостоверения на киновидеофильм не допускается. Специальной ответственности за нарушение данной нормы в российском законодательстве не предусмотрено. В связи с этим заслуживает интерес письмо Министерства Культуры РФ от 21.12.2010 N 108-01-39/03-ЕЧ, в котором — в данном контексте — уведомляется, что отсутствие номера прокатного удостоверения фильма в сведениях о проданных билетах следует расценивать как предоставление информации не в полном объёме или в искажённом виде. Таким образом, в правоприменительной практике комментируемая норма будет использоваться для привлечения к ответственности лиц, осуществляющих демонстрацию фильмов без прокатного удостоверения, хотя духу закона это не вполне соответствует и следовало бы разработать специальную норму. Субъектом административного правонарушения по комментируемой статье является демонстратор фильма, осуществляющий платный показ фильма в кинозале. Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ определяет демонстратора фильма как физическое или юридическое лицо, осуществляющее показ фильма. Показ фильма — публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами (ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ) Кинозал — место, в котором осуществляется показ фильма. Таким образом, не имеет значения, оказывает ли демонстратор услуги киновидеообслуживания в автомобильном кинотеатре, передвижном кинотеатре и т.д. С субъективной стороны анализируемое административное правонарушение может быть совершено демонстратором как умышленно, так и по неосторожности (в частности, вследствие технической ошибки при заполнении данных о проданных билетах). Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти в области кинематографии (п. 98 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). |