Ст. 19.7.1 КоАП РФ с комментариямиСтатья 19.7.1 КоАП РФ. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) - размещена во Втором разделе Девятнадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из трёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 19.7.1 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 19.7.1 КоАП РФ. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
Комментарии к статье 19.7.1 КоАП РФОбъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А46-33341/2012). Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением (за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти), является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). С целью реализации своих полномочий ФСТ России имеет право требовать от субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»). К органам, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, также относятся:
Отметим, что новые тенденции правового регулирования в сфере установления тарифов в настоящее время проявляются в сферах водоснабжения и теплоснабжения. Помимо создания системы государственных органов в сфере регулирования тарифов, отличных от ФСТ России, Федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ и от 27.07.2010 N 190-ФЗ устанавливают обязанность участников правоотношений не представлять, а раскрывать информацию. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (Постановление Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»). Таким образом, в указанных сферах субъекты обязаны не представлять информацию напрямую в государственные органы, о которых идёт речь в комментируемой статье, а, к примеру, размещать её в сети Интернет, обеспечивая доступ к ней в том числе и данным органам. Если трактовать комментируемую статью буквально, то нарушение стандартов раскрытия информации, а именно состава, порядка, сроков или периодичности предоставления информации (ч. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ), не будет составлять административного правонарушения. Пробела в законодательном регулировании нет, поскольку к контрольно-надзорным полномочиям указанных органов в сфере получения информации, необходимой для установления, изменения, введения или отмены тарифов, является, в том числе контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации (см. статьи 34, 35 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), т.е. органы могут затребовать любую информацию, предусмотренную стандартами, в том числе отчёты по утверждённым формам. Однако здесь видится несовершенство юридической техники: целесообразно дополнить формулировку статьи словами «а также нарушение стандартов раскрытия информации, необходимой для установления, изменения, введения или отмены тарифов, если обязанность раскрытия информации установлена нормативными актами». К нормативным актам, предусматривающим обязательность представления сведений, относятся в том числе запросы административных органов. В частности, такой вывод делается в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 N 17АП-9959/2013-АК по делу N А60-18083/2013 (см. подробнее: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 N 17АП-9959/2013-АК по делу N А60-18083/2013. «В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, судом отказано правомерно, поскольку состав административного правонарушения в действиях общества доказан»). Ответственность по ч. 1 комментируемой статьи наступает, если информация не была представлена в государственный орган или была представлена с нарушением сроков. Привлечение к административной ответственности по ч. 2 наступает за предоставление заведомо недостоверных сведений. Это возможно, если привлекаемое лицо сознательно представило недостоверные сведения и ему было известно, что они таковыми являются. Комментируемой статьёй специально не урегулирован случай представления неполной информации, однако по общему смыслу законодательства об административной ответственности за непредставление информации такое деяние также образует состав административного правонарушения. Суды должны квалифицировать такое деяние по ч. 1 настоящей статьи, если информация является делимой, т.е. отсутствие части сведений не искажает остальных данных. Если определённые сведения не представлены с целью ввести уполномоченные органы в заблуждение при оценке представленной информации, ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 19.7.1. См. об этом: Амелин Р.В., Конобеевская И.М. Достоверность отрицательной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Хозяйство и право. 2010. N 8. С. 95 — 99. Состав настоящей статьи носит формальный характер. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьёй, рассматривают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов. |