Ст. 14.20 КоАП РФ с комментариямиСтатья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле - размещена во Втором разделе Четырнадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 14.20 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле
Комментарии к статье 14.20 КоАП РФОбъектом правонарушений в данном конкретном случае выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и проводимого в соответствии с действующим законодательством контроля экспортных операций. Согласно Федеральному закону от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» объектом рассматриваемого правонарушения могут выступать принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Объективная сторона предусмотренного настоящей статьёй правонарушения заключается в несоблюдении установленных указанным Федеральным законом правил и требований. Применение мер ответственности требует конкретизации понятия и содержания объективной стороны рассматриваемого деяния. В этой связи содержание данного элемента состава правонарушения сводится к осуществлению действий в отношении определённого перечня объектов, которые влекут за собой угрозу безопасности государства и населения без специального разрешения, если оно является обязательным. Указанные действия включают в себя совершение внешнеэкономических сделок при наличии лицензии, полученной незаконным способом, а также с нарушением условий лицензии, т.е. де-юре указанные действия также совершены без соответствующего разрешения (лицензии) на их осуществление. Объективная сторона ч. 2 настоящей статьи может быть выражена как в форме действий, так и бездействия, поскольку нормами комментируемой статьи она определяется как несоблюдение установленного порядка ведения учёта внешнеэкономических сделок, а равно нарушение условий хранения учётных документов. Учёт внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля заключается в документировании сведений о необходимых для идентификации контролируемых товаров и технологий особенностях (свойствах) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся предметом внешнеэкономических сделок, об иностранных лицах, участвующих в этих сделках, и о лицах, в интересах которых они совершаются (если имеются такие сведения). Документы, содержащие сведения, на основании которых осуществляется учёт внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, должны храниться в течение трёх лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ. Субъектом данного правонарушения выступают субъекты, участвующие во внешнеэкономической деятельности, причём перечень таких субъектов является достаточно широким и включает в себя граждан, должностных и юридических лиц. Тем самым, с одной стороны, закон не ограничивает возможности участия во внешнеэкономической деятельности различных категорий субъектов, с другой стороны, отнесение граждан к числу субъектов ответственности по настоящей статье свидетельствует о том, что они могут участвовать во внешнеэкономической деятельности. Поскольку данный вид деятельности выступает в качестве предпринимательской, то закономерно в данном случае говорить о мерах ответственности индивидуальных предпринимателей, т.е. граждан, которым в силу действующего законодательство предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Однако в отношении предписаний ч. 2 круг субъектов сужается, он исключает из их числа граждан, определяя ответственность лишь в отношении должностных и юридических лиц. Субъективная сторона рассматриваемого деяния в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины, хотя не исключает в отдельных случаях совершение нарушения по неосторожности. Практика деятельности уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц свидетельствует о том, что предусмотренные комментируемой статьёй деяния совершаются умышленно. |