Ст. 13.15 КоАП РФ с комментариями
Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации - размещена во Втором разделе Тринадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья включает в себя семь частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 13.15 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.
Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации
- Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, — влечёт наложение административного штрафа
на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, — влечёт наложение административного штрафа
на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечёт наложение административного штрафа
на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), — влечёт наложение административного штрафа
на юридических лиц в размере от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей.
- Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечёт наложение административного штрафа
на граждан в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения.
- Производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 настоящего Кодекса, — влечёт наложение административного штрафа
на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
- Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, — влечёт наложение административного штрафа
на юридических лиц в размере от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей.
Комментарии к статье 13.15 КоАП РФ
Объектом правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации. Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17). Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определённые действия.
В ч. 1 комментируемой статьи это отношения по поводу защиты права любого лица от нарушителя, распространяющего информацию, которую защищаемое лицо не заказывало, либо которая может нанести ему вред в результате злоупотребления нарушителем свободой массовой информации или злоупотребления в процессе оборота компьютерной информации.
В ч. 2 комментируемой статьи запрет относится к информации о деятельности запрещённых судом объединений. Вторая часть комментируемой статьи относится к статьям отсылочного типа, что обусловливает необходимость обращаться непосредственно к указанному нормативному правовому акту, а именно, к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В названной части предусмотрено ограничение по содержанию информации.
В ч. 3 комментируемой статьи вводится запрет на незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия (запрет на распространение персональных данных).
Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде:
- воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации;
- распространения запрещённой судом информации и распространения информации — персональных данных о несовершеннолетнем.
В ч. 4 комментируемой статьи запрет касается публичного распространения выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичного осквернения символов воинской славы России.
Объективная сторона правонарушения может проявляться в виде:
- воздействия на подсознание людей и оказания вредного влияния на здоровье людей посредством изготовления и распространения продукции средства массовой информации;
- распространения запрещённой судом информации и распространения информации — персональных данных о несовершеннолетнем;
- распространения выражающих неуважение к обществу сведений либо осквернения символов воинской славы России.
Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо, ответственное за выпуск в свет (в эфир) средства массовой информации;
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьёй.
Следует также учитывать, что средства массовой информации, созданные группами граждан, не всегда являются юридическими лицами, поскольку для его (СМИ) регистрации наличие зарегистрированного юридического лица не требуется.
Субъективная сторона правонарушения проявляется в форме прямого умысла.
Протокол о совершении проступка, предусмотренного комментируемой статьёй, составляют (возбуждают дело) должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).
Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют также должностные лица органов внутренних дел (полиции). Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьёй, осуществляется судьёй.
|