Ст. 11.15.1 КоАП РФ с комментариямиСтатья 11.15.1 КоАП РФ. Нарушение требований в области транспортной безопасности - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из трёх частей текста с примечанием. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.15.1 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 11.15.1 КоАП РФ. Нарушение требований в области транспортной безопасности
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Комментарии к статье 11.15.1 КоАП РФОбъектом рассматриваемого деяния выступает обеспечение безопасности на транспорте. Нормы настоящей статьи носят общий характер и направлены на обеспечение транспортной безопасности в целом в отношении как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры. Квалификация деяний по тем или иным статьям КоАП РФ производится посредством детализации объективной стороны совершенного правонарушения. Так, например, ряд предусмотренных гл. 11 КоАП РФ правонарушений также связан с необходимостью соблюдения требований безопасности в рамках процесса использования транспортных средств и осуществления перевозок различными видами транспорта. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которое определяет объективную сторону деяний, регламентированных настоящей статьёй, может быть квалифицировано и по иной статьёй гл. 11 КоАП РФ комментируемого акта. Требования по обеспечению транспортной безопасности в настоящее время регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», а также Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». Таким образом, нарушения предписаний указанных нормативных актов и представляют собой состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьёй. Следует также заметить, что в отличие от большинства административных правонарушений нормы настоящей статьи устанавливают санкции за рецидив данного деяния, т.е. повторное совершение такого же правонарушения одним и тем же лицом. Причём в случае рецидива ответственность правонарушителя увеличивается посредством повышения тяжести ответственности. Для юридических лиц, например, повторное совершение аналогичного правонарушения сопряжено не только с применением штрафных санкций, но и с приостановлением их деятельности, которое может повлечь более серьёзные последствия для субъекта ответственности, нежели выплата штрафа, даже в повышенном размере. Субъектом данного правонарушения может выступать практически любое лицо, которое относится к категории субъектов административной ответственности. Так, субъектный состав рассматриваемого деяния охватывает собой физических лиц, достигших возраста 16 лет. Следует заметить, что комментируемая норма определяет данную категорию субъектов как граждан, т.е. физических лиц, характеризующихся наличием устойчивой связи такого субъекта с Российской Федерацией. Отсутствие российского гражданства исключает возможность привлечения лица к ответственности по настоящей статье. Особой категорией физических лиц являются должностные лица, т.е. граждане, на которых соблюдение требований транспортной безопасности возложено в силу их должностного положения. Факт назначения (избрания) лица на соответствующую должность свидетельствует о возникновении у субъекта обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как в отношении объектов транспортной инфраструктуры, так и в отношении транспортных средств. Нарушение требований транспортной безопасности может быть допущено и юридическим лицом, что свидетельствует об отнесении данной категории субъектов к субъектам административной ответственности по настоящей статье. Следует обратить внимание на такую категорию субъектов, как индивидуальные предприниматели. Санкции ч. 1 комментируемой статьи не предусматривают ответственности индивидуальных предпринимателей. Однако в случае рецидива данного правонарушения индивидуальные предприниматели поименованы в качестве субъектов административной ответственности. Таким образом, по смыслу закона в случае однократного нарушения требований транспортной безопасности индивидуальные предприниматели не привлекаются к ответственности, в случае повторного совершения аналогичного деяния — привлекаются. Подобный подход не позволяет в полной мере реализовать меры ответственности, поскольку исключение первичной ответственности, т.е. за совершение правонарушения, установленного ч. 1, одновременно исключает и рецидив данного деяния. В подобной ситуации следует акцентировать внимание на правовом статусе индивидуального предпринимателя — это физическое лицо, которому в силу закона предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае первичного нарушения предписаний комментируемой статьи указанные субъекты могут быть привлечены к ответственности в качестве физического лица. Однако рецидив данного деяния свидетельствует о применении специальных мер ответственности за такое нарушение. Предусмотренное настоящей статьёй деяние может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, причём должностные и юридические лица в большинстве случаев совершают указанные деяния умышленно, для физических лиц нередко характерно неосторожное совершение правонарушений. Об уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах см. ст. 263.1 УК РФ. |