Ст. 11.14 КоАП РФ с комментариямиСтатья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из трёх небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.14 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов
Комментарии к статье 11.14 КоАП РФНормы комментируемой статьи призваны регламентировать единственное правонарушение, обусловленное нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Разграничение комментируемых норм производится применительно к особенностям транспортировки указанных категорий грузов различными видами транспорта. Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи охватывают собой не все виды транспорта, а лишь наиболее массовые, сопряжённые с повышенной опасностью не только для правил плавания судов и самих судов, но также и пассажиров, грузов, багажа и иных значимых интересов, а именно воздушный, водный, в том числе морской, а также железнодорожный транспорт. Правила перевозки указанных грузов регламентируются:
Анализ положений комментируемой статьи позволяет определить общий и непосредственный объект предусмотренных ею правонарушений. В качестве общего объекта составов, регламентированных настоящей статьёй, выступают отношения по поводу обеспечения безопасности при транспортировке опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Непосредственный объект конкретизируется применительно к каждому деянию, предусмотренному комментируемой статьёй. Так, объектом деяния, предусмотренного ч. 1, выступают отношения по обеспечению безопасности полетов воздушных судов при осуществлении ими перевозок указанных категорий грузов. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации. Воздушное законодательство определяет опасные грузы как опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды. Тяжеловесный груз — груз, вес которого (одно место) более 150 кг, если правилами авиакомпании не предусмотрен иной вес для соответствующего типа воздушного судна. Крупногабаритным грузом признается груз, габариты которого превышают размеры стандартного средства пакетирования, используемого для перевозки на широкофюзеляжных воздушных судах и для погрузки которого требуется применение специального оборудования. Объектом деяния, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов водным транспортом, а именно морским и внутренним водным транспортом. Согласно ст. 327 КТМ РФ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:
Статья 86 КВВТ РФ определяет опасные грузы как грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Объектом правонарушения, регламентированного ч. 3 настоящей статьи, выступают отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществе, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте. Согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ опасным признается груз, который в силу присущих ему свойств при определённых условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. Объективную сторону данных деяний составляют нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. При этом нормы настоящей статьи не регламентируют виды действий, которые могут быть признаны в качестве правонарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности. В этой связи структуру объективной стороны следует конкретизировать посредством применения специальных норм указанных выше транспортных нормативных актов. В частности, под действие ч. 1 комментируемой статьи подпадают любые действия, противоречащие Правилам перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141. Анализ предписаний отдельных нормативных актов, устанавливающих порядок перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, позволяет говорить о том, что объективная сторона предусмотренных настоящей статьёй правонарушений характеризуется общими требованиями и может быть выражена в перевозке категорий грузов, запрещенных к транспортировке данным видом транспорта, нарушении правил упаковки отдельных видов грузов, нарушении правил маркировки отдельных грузов и т.п. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» объективная сторона правонарушения может заключаться в провозке опасных веществ в ручной клади, сдаче указанных веществ в багаж и т.п. Рассматриваемые правонарушения характеризуются и широким субъектным составом. К ответственности по настоящей статьёй в равной мере могут быть привлечены и физические, и юридические лица, допустившие нарушение установленных правил транспортировки указанных грузов. Особое место в субъектном составе занимают должностные лица, т.е. работники транспортного комплекса, которым в силу их должностного положения вменяется в обязанность соблюдение правил безопасной транспортировки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Так, например, п. 50 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утверждённого Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140, предусматривает, что второй помощник капитана обязан обеспечивать выполнение правил безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов, в особенности легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, а также правил перевозки ядовитых и других опасных веществ. Каждый член экипажа обязан при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные меры к её ликвидации. Капитан имеет право отказаться от приёма на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза. Возможность привлечения физического лица к ответственности по данной статье вытекает из существа возложенных на него обязанностей, например, физическое лицо, осуществляющее перевозку опасных веществ, предметов на воздушном транспорте, должно иметь необходимые перевозочные документы, удостоверяющие договоры воздушной перевозки пассажира и груза, — билет, багажную квитанцию и грузовую накладную. Отсутствие указанных документов свидетельствует о нарушении данным субъектом установленных правил транспортировки данных грузов, а соответственно, указывает на возможность его привлечения к административной ответственности по данной статье. Статья 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указывает, что грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий. Тем самым нормативно декларируется возможность привлечения указанных лиц к ответственности по комментируемой статье. В качестве грузоотправителя или грузополучателя в равной мере могут выступать как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Определяющим признаком субъективной стороны правонарушения выступает форма вины правонарушителя. Анализ правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов свидетельствует о том, что данные деяния независимо от вида используемого для их транспортировки транспорта совершаются умышленно. В большинстве случаев грузоотправители, грузополучатели, а также должностные лица транспортных организаций не только знают о нарушении ими установленных правил транспортировки отдельных видов грузов, но также сознательно допускают такое нарушение. Определяя субъективную сторону рассматриваемых правонарушений, следует особое внимание уделить такой категории субъектов, как физические лица. В силу своей правовой безграмотности указанные субъекты могут не знать не только о правилах перевозки отдельных категорий грузов, но и об опасности таких грузов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что физические лица могут совершать данные правонарушения как умышленно, так и по неосторожности. Применение неосторожной формы вины в отношении иных субъектов представляется необоснованным, поскольку должностные лица должны понимать значение своих действий и их последствий в силу профессионального и должностного положения, т.к. знание соответствующих правил составляет сущность их профессиональной деятельности, а юридические лица осуществляют транспортировку опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на постоянной основе, что обусловлено родом и видом их деятельности. Незнание порядка транспортировки таких грузов для них недопустимо. В этой связи рассматриваемые правонарушения могут быть совершены должностными и юридическими лицами лишь умышленно. |