Квалифицированная юридическая помощь
Более 40000 обратившихся уже получили квалифицированную юридическую консультацию
и решили свои юридические вопросы.


Ст. 11.14 КоАП РФ с комментариями

Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из трёх небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.14 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 11.14 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

  1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте — влечёт наложение административного штрафа
    на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
    на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
    на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
  2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте — влечёт наложение административного штрафа
    на граждан в размере от трёхсот до пятисот рублей;
    на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;
    на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  3. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте — влечёт наложение административного штрафа
    на граждан в размере от ста до трёхсот рублей;
    на должностных лиц — от трёхсот до пятисот рублей;
    на юридических лиц — от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарии к статье 11.14 КоАП РФ

Нормы комментируемой статьи призваны регламентировать единственное правонарушение, обусловленное нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Разграничение комментируемых норм производится применительно к особенностям транспортировки указанных категорий грузов различными видами транспорта.

Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи охватывают собой не все виды транспорта, а лишь наиболее массовые, сопряжённые с повышенной опасностью не только для правил плавания судов и самих судов, но также и пассажиров, грузов, багажа и иных значимых интересов, а именно воздушный, водный, в том числе морской, а также железнодорожный транспорт.

Правила перевозки указанных грузов регламентируются:

  • воздушным транспортом — Воздушным кодексом РФ, Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», а также рядом иных нормативных актов;
  • железнодорожным транспортом — Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»;
  • морским транспортом в части транспортировки указанных категорий грузов — Кодексом торгового мореплавания РФ, в отношении внутреннего водного транспорта применяются нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Анализ положений комментируемой статьи позволяет определить общий и непосредственный объект предусмотренных ею правонарушений. В качестве общего объекта составов, регламентированных настоящей статьёй, выступают отношения по поводу обеспечения безопасности при транспортировке опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Непосредственный объект конкретизируется применительно к каждому деянию, предусмотренному комментируемой статьёй. Так, объектом деяния, предусмотренного ч. 1, выступают отношения по обеспечению безопасности полетов воздушных судов при осуществлении ими перевозок указанных категорий грузов. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации. Воздушное законодательство определяет опасные грузы как опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды.

Тяжеловесный груз — груз, вес которого (одно место) более 150 кг, если правилами авиакомпании не предусмотрен иной вес для соответствующего типа воздушного судна.

Крупногабаритным грузом признается груз, габариты которого превышают размеры стандартного средства пакетирования, используемого для перевозки на широкофюзеляжных воздушных судах и для погрузки которого требуется применение специального оборудования.

Объектом деяния, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов водным транспортом, а именно морским и внутренним водным транспортом.

Согласно ст. 327 КТМ РФ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:

  • перевозимая наливом нефть, виды которой отнесены к указанным категориям Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;
  • перевозимые наливом вредные жидкие вещества в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.;
  • перевозимые наливом опасные жидкие вещества согласно Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, 1983 г.;
  • опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1965 г.;
  • сжиженные газы, которые перечислены в главе 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, 1983 г.;
  • жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60 градусов по Цельсию (измерена при испытании в закрытом тигле);
  • обладающие опасными химическими свойствами твёрдые материалы, содержащиеся в дополнении к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., в той мере, в какой такие материалы подпадают под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 г., если они перевозятся в упакованном виде;
  • остатки от предыдущей перевозки наливом или навалом указанных выше веществ.

Статья 86 КВВТ РФ определяет опасные грузы как грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Объектом правонарушения, регламентированного ч. 3 настоящей статьи, выступают отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществе, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте.

Согласно ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ опасным признается груз, который в силу присущих ему свойств при определённых условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Объективную сторону данных деяний составляют нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. При этом нормы настоящей статьи не регламентируют виды действий, которые могут быть признаны в качестве правонарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности. В этой связи структуру объективной стороны следует конкретизировать посредством применения специальных норм указанных выше транспортных нормативных актов. В частности, под действие ч. 1 комментируемой статьи подпадают любые действия, противоречащие Правилам перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141.

Анализ предписаний отдельных нормативных актов, устанавливающих порядок перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, позволяет говорить о том, что объективная сторона предусмотренных настоящей статьёй правонарушений характеризуется общими требованиями и может быть выражена в перевозке категорий грузов, запрещенных к транспортировке данным видом транспорта, нарушении правил упаковки отдельных видов грузов, нарушении правил маркировки отдельных грузов и т.п. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» объективная сторона правонарушения может заключаться в провозке опасных веществ в ручной клади, сдаче указанных веществ в багаж и т.п.

Рассматриваемые правонарушения характеризуются и широким субъектным составом. К ответственности по настоящей статьёй в равной мере могут быть привлечены и физические, и юридические лица, допустившие нарушение установленных правил транспортировки указанных грузов. Особое место в субъектном составе занимают должностные лица, т.е. работники транспортного комплекса, которым в силу их должностного положения вменяется в обязанность соблюдение правил безопасной транспортировки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Так, например, п. 50 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утверждённого Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140, предусматривает, что второй помощник капитана обязан обеспечивать выполнение правил безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов, в особенности легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов, а также правил перевозки ядовитых и других опасных веществ.

Каждый член экипажа обязан при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные меры к её ликвидации. Капитан имеет право отказаться от приёма на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза. Возможность привлечения физического лица к ответственности по данной статье вытекает из существа возложенных на него обязанностей, например, физическое лицо, осуществляющее перевозку опасных веществ, предметов на воздушном транспорте, должно иметь необходимые перевозочные документы, удостоверяющие договоры воздушной перевозки пассажира и груза, — билет, багажную квитанцию и грузовую накладную.

Отсутствие указанных документов свидетельствует о нарушении данным субъектом установленных правил транспортировки данных грузов, а соответственно, указывает на возможность его привлечения к административной ответственности по данной статье.

Статья 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указывает, что грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий. Тем самым нормативно декларируется возможность привлечения указанных лиц к ответственности по комментируемой статье. В качестве грузоотправителя или грузополучателя в равной мере могут выступать как физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Определяющим признаком субъективной стороны правонарушения выступает форма вины правонарушителя. Анализ правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов свидетельствует о том, что данные деяния независимо от вида используемого для их транспортировки транспорта совершаются умышленно. В большинстве случаев грузоотправители, грузополучатели, а также должностные лица транспортных организаций не только знают о нарушении ими установленных правил транспортировки отдельных видов грузов, но также сознательно допускают такое нарушение.

Определяя субъективную сторону рассматриваемых правонарушений, следует особое внимание уделить такой категории субъектов, как физические лица. В силу своей правовой безграмотности указанные субъекты могут не знать не только о правилах перевозки отдельных категорий грузов, но и об опасности таких грузов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что физические лица могут совершать данные правонарушения как умышленно, так и по неосторожности.

Применение неосторожной формы вины в отношении иных субъектов представляется необоснованным, поскольку должностные лица должны понимать значение своих действий и их последствий в силу профессионального и должностного положения, т.к. знание соответствующих правил составляет сущность их профессиональной деятельности, а юридические лица осуществляют транспортировку опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на постоянной основе, что обусловлено родом и видом их деятельности. Незнание порядка транспортировки таких грузов для них недопустимо. В этой связи рассматриваемые правонарушения могут быть совершены должностными и юридическими лицами лишь умышленно.


Количество преступлений в России

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 14.26 КоАП РФ с комментариями

Статья 14.26 КоАП РФ. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их отчуждения - размещена во Втором разделе Четырнадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из одной небольшой части текста.

Ст. 19.5 КоАП РФ с комментариями
Ст. 8.45.1 КоАП РФ с комментариями
Возможный убийца Круга сделал признаниеВозможный убийца Круга сделал признание
Конфликт между заключенными в ИК-7 Саратовской областиКонфликт между заключенными в ИК-7 Саратовской области
Подруга осужденного ИК-41 Уссурийска придумала, как спрятать запрещенные предметыПодруга осужденного ИК-41 Уссурийска придумала, как спрятать запрещенные предметы
ФСИН одобрила компьютерную программу по размещению заключенных в СИЗОФСИН одобрила компьютерную программу по размещению заключенных в СИЗО
Крупному русскому миллиардеру грозит срокКрупному русскому миллиардеру грозит срок
Коррупционеров уже некуда сажатьКоррупционеров уже некуда сажать
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru