Ст. 11.13 КоАП РФ с комментариямиСтатья 11.13 КоАП РФ. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из двух небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.13 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 11.13 КоАП РФ. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
Комментарии к статье 11.13 КоАП РФПоложения комментируемой статьи отражают в своём содержании два самостоятельных состава административных правонарушений на водном транспорте, которые в значительной степени выходят за рамки наименования комментируемой нормы. Применительно к указанным правонарушениям разграничиваются и отдельные элементы их составов. Общим объектом правонарушений, предусмотренных настоящей статьёй, выступает нарушение общих требований безопасности плавания судов. Наряду с общим объектом, необходимо конкретизировать и непосредственный объект рассматриваемых деяний. Непосредственный объект разграничивается применительно к деяниям, предусмотренным ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи и охватывает собой нарушения правил выпуска судна в плавание, а также допуск к управлению судном лица, не соответствующего установленным требованиям. Таким образом, объект рассматриваемых деяний связан с нарушением ряда нормативных актов, в том числе Правил государственной регистрации указанных судов, утверждённых Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144; Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138 «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов» и ряда иных нормативных актов. Объективная сторона деяний, регламентированных комментируемой статьёй, в большинстве случаев характеризуется действиями, т.е. активной позицией уполномоченного субъекта, которая заключается в выдаче необходимых разрешений, в том числе на выход судна из порта и т.п. Полный перечень действий предусмотрен непосредственно предписаниями настоящей статьи и включает в себя следующие действия:
Объективная сторона деяния, установленного ч. 2 комментируемой статьи, охватывает собой лишь одну категорию судов — маломерные. При этом указанная норма также акцентирует внимание на необходимости соблюдения установленного порядка регистрации и эксплуатации такого судна. Действия, составляющие объективную сторону правонарушения в отношении маломерного судна, охватывают собой общие нарушения, характерные для любых категорий судов, например выпуск судна с неукомплектованным экипажей, с техническими неисправностями. Указанные нарушения регламентированы в качестве правонарушения и ч. 1, что позволяет говорить об их общем характере и применении в отношении любого судна. Предметом регулирования комментируемого предписания являются и специальные правила, установленные для маломерных судов, в частности наличие его регистрации, если таковая предусмотрена законодательством. Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» предусматривает, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
Одновременно следует заметить, что не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Следует обратить внимание, что в качестве нарушения признается не только отсутствие регистрации судна, но и непрохождение технического осмотра таким судном. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.2012 N 608 утверждён Административный регламент МЧС РФ предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. В соответствии с данным Регламентом прохождение технического осмотра маломерными судами является обязательным в следующих случаях:
Немаловажное место в структуре объективной стороны занимает и допуск к управлению маломерным судном лица, не имеющего такого права либо пребывающего в состоянии опьянения. Данное основание носит общий характер и распространяется на различные категории судов. Отсутствие специального разрешения на управление судном свидетельствует об отсутствии у такого лица специальных знаний и навыков, необходимых для надлежащего управления судном в безопасном режиме. В качестве одной из угроз безопасности плавания судна выступает состояние опьянения лица, осуществляющего управление им. При этом следует заметить, что закон рассматривает данное состояние в общем смысле, включая в него как алкогольное, так и токсическое, наркотическое и иные формы опьянения. Определяющим критерием в данном случае выступает невозможность такого субъекта руководить своими действиями, сознавать их значение и предвидеть последствия совершения действия или принятия решения, а также своевременного предотвращения угрозы безопасности судна, экипажа и пассажиров. Отсутствие возможности понимать и объективно оценить свои действия свидетельствует о недооценке риска реализации угроз безопасности судна, а также потенциальной угрозы его гибели. В этой связи допуск лица, находящегося в состоянии опьянения, к управлению судном является недопустимым. Само такое лицо уже следует рассматривать в качестве потенциальной угрозы безопасности плавания судна. Предусмотренные комментируемой статьёй правонарушения характеризуются специальным субъектным составом. К административной ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица, т.е. такие лица, которые уполномочены на выпуск судна в плавание, проверку соответствия его документации и технического состояния и т.п. Таким образом, субъектом правонарушения в данном случае выступает не любое должностное лицо, а лишь то, в обязанности которого вменяется выполнение действий, составляющих объективную сторону данных правонарушений. В большинстве случаев к ответственности по данной статье привлекаются капитаны портов либо руководители базы маломерных судов, поскольку они обладают специальными знаниями в части соблюдения правил плавания, а также обеспечения безопасности судна. По смыслу комментируемой статьи в качестве одного из субъектов могут рассматриваться судовладельцы, собственники судов, особенно маломерных. Однако они не только не обладают специальными знаниями и навыками, но и, как правило, не осуществляют непосредственный выпуск судна. Более того, в обязанности соответствующего должностного лица вменяется недопущение собственника судна или судовладельца, находящегося в состоянии опьянения, к управлению судном. Таким образом, в качестве субъекта ответственности следует рассматривать исключительно уполномоченное должностное лицо. Характер действий, предусмотренных комментируемой статьёй в качестве объективной стороны рассматриваемых правонарушений, свидетельствует о возможности их совершения с умышленной формой вины. Неосторожный выпуск судна с указанными нарушениями либо допуск несоответствующего лица к управлению судном представляется невозможным. Таким образом, закономерно вести речь исключительно о прямом или косвенном умысле. |