Ст. 11.8 КоАП РФ с комментариямиСтатья 11.8 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.8 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 11.8 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
Комментарии к статье 11.8 КоАП РФПоложения комментируемой статьи включают в своё содержание два самостоятельных правонарушения, при этом факт управления судном лицом, не имеющим на это права, можно рассматривать в качестве частного случая нарушения правил эксплуатации судна. Данный состав выделен в качестве самостоятельного ввиду его особой значимости для безопасности судового движения. Содержание указанных составов правонарушений определяется сквозь призму нормативных актов, регламентирующих правила эксплуатации судов. Правила эксплуатации судов нашли своё нормативное закрепление в таких нормативных актах, как:
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в управлении незарегистрированным судном, а также судном, не прошедшим технический осмотр. Статья 23 КТМ РФ и ст. 34 КВВТ РФ предусматривает возможность допуска судна к плаванию только после подтверждения факта его соответствия требованиям безопасности мореплавания и судоходства. Судно может быть допущено к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям, указанным КТМ РФ, КВВТ РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ, нормативными актами Минтранса России, например, о выходе в море судов внутреннего водного транспорта, по плаванию судов в ледовых и штормовых условиях. Например, согласно положениям указанного Закона к числу нарушений правил эксплуатации судов могут быть отнесены нарушения запретных для плавания и признанных временно опасными для плавания районов, в которых запрещаются или ограничиваются плавание, постановка на якорь, плавание с вытравленной якорь-цепью и др. Решение об установлении таких районов принимает Правительство РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляет управление судном ненадлежащим лицом, т.е. таким субъектом, который не имеет права управления судном либо передал право управления такому лицу. Допуск лиц к управлению судами морского и внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, Приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», уставами службы на судах морского и речного флота и иными нормативными актами. Порядок предоставления права управления маломерными судами регулируется Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РФ, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 12.09.1995 N 359. Объект правонарушений, предусмотренных комментируемой статьёй, составляет безопасность плавания и эксплуатации водных судов, предусмотренная указанными выше Правилами и иными нормативными актами. Субъекты правонарушения разграничиваются применительно к каждому составу нарушений, предусмотренных комментируемой статьёй. Так, нарушение правил эксплуатации судов, в том числе отсутствие его регистрации, непрохождение технического осмотра и т.п. может быть допущено только субъектом, в собственности или владении которого находится соответствующее транспортное средство. Таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть только судоводители, имеющие соответствующее свидетельство на право судовождения. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2, выступают лица, осуществляющие управление судном без соответствующего на то права, а также судовладельцы и иные лица, передавшие управление судном лицу, не имеющему такого права. Не имеющими права на управление судном признаются лица, не получившие его в установленном порядке или лишённые такого права, а также лица, обладающее таким правом в отношении судна (судов) другой категории. Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений в равной степени составляет как умысел, так и неосторожность. Одновременно следует заметить, что управление судном лицом, не имеющим такого права, как правило, совершается с умышленной формой вины. Предметом судебного разбирательства по делам, связанным с применением комментируемой статьи, зачастую становится неуплата, а также несвоевременная уплата штрафных санкций, применяемых уполномоченным должностным лицом. Так, Лукьянов, будучи привлечённым к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ на основании постановления от 21.10.2013 N 1063 к наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, не оплатил его в установленный законом срок — до 05.01.2014, в связи с чем в отношении его составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2014 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. По результатам судебного разбирательства решением от 10.02.2014 мирового судьи судебного участка N 74 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края, Лукьянов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и в качестве меры ответственности ему назначен штраф в размере 2000 рублей. Анализ судебной практики реализации норм комментируемой статьи позволяет говорить о том, что нарушение правил эксплуатации судов является предметом не только административного, но и уголовного разбирательства. Так, по делу N 1-181/2013 13 мая 2013 года г. Иркутским районным судом Иркутской области был вынесен приговор по делу о нарушении правил эксплуатации судна, создании угрозы жизни и здоровью граждан, согласно которому судоводитель Селезнев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей. Количество преступлений в России |