Ст. 11.5 КоАП РФ с комментариямиСтатья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов - размещена во Втором разделе Одиннадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из девяти частей текста с двумя примечаниями. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 11.5 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
Примечания:
Комментарии к статье 11.5 КоАП РФКомментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности эксплуатации воздушных судов. Объективную сторону правонарушения составляют следующее. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата лётной годности (удостоверения о годности к полётам). Сертификат лётной годности (удостоверение о годности к полётам) выдаётся на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к лётной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат лётной годности (удостоверение о годности к полётам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 766 утверждены Правила допуска к эксплуатации государственных воздушных судов. Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 утверждены Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения». Нарушение порядка допуска к выполнению полётов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полётов, если эти действия по неосторожности повлекли причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи. При этом законодатель определил причинение лёгкого вреда здоровью как кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи. Под причинением средней тяжести вреда здоровью законодатель понимает неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Действующим законодательством предусмотрены правила эксплуатации воздушных судов. Так, вылет воздушного судна с неустраненными неисправностями запрещается, кроме случаев, предусмотренных руководством по лётной эксплуатации. Разрешение на вылет воздушного судна с неисправностью или повреждением, указанным в руководстве по лётной эксплуатации, даёт руководитель, ответственный за технический осмотр судна (п. 6.5.1 Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58). Тем же пунктом наставления установлены исключения, при которых допускается вылет воздушного судна, а также уполномоченные лица, выдающие разрешение на выполнение полёта. Превышать установленную для фактических условий аэродрома полётную массу и центровку воздушных судов категорически запрещается (п. 39 Инструкции об организации воздушных перевозок в авиации ФТС России, утверждённой Приказом ФТС РФ от 24.06.2009 N 1172). Также для различных типов воздушных судов установлены нормы пассажировместимости и грузовместимости. Взлёт на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полёта без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полётной массе или центровке воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи. Управление воздушным судном лицом может осуществляться лишь лицом, имеющим соответствующее право. Так, Федеральными авиационными правилами, утверждёнными Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, установлены требования к членам экипажа воздушных судов. Глава 8 Воздушного кодекса РФ содержит общие нормы о составе экипажа воздушного судна, их функциях, правах и обязанностях. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи. Обязательность и правила государственной регистрации воздушных судов установлены многочисленными нормативными актами (Воздушный кодекс РФ, Порядок государственной регистрации сверхлёгких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утверждённый Приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287; Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утверждённые Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85; Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утверждённые Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460). При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учётные опознавательные знаки (п. п. 1, 2 ст. 34 Воздушного кодекса РФ). Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учёт, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учётного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учётный опознавательный знак, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 5 комментируемой статьи. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы, соответствующие документы на каждого члена экипажа; иные документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (например, копия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения). Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полётная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо управление воздушным судном членом лётного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи. Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.5 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации»). Федеральными авиационными правилами, утверждёнными Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50, установлены обязательность и порядок медицинского освидетельствования лётного, диспетчерского состава, бортпроводников. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 7 комментируемой статьи. Совершение в нарушение приведённых ранее норм и правил допуска к полёту воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учёт, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учётного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учётный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полётная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо на котором не укомплектован лётный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полётной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 8 комментируемой статьи. Полёты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются (п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ). Выполнение полётов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 9 комментируемой статьи. Субъектом правонарушения могут являться граждане, должностные лица, юридические лица, допустившие нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов. Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях по всем частям комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации, а также по ч. 7 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в области авиации, а также судьями — по ч. 7 комментируемой статьи либо в случаях, если орган, уполномоченный в сфере авиации, передает его на рассмотрение судье — по ч. ч. 1 — 3, 5 комментируемой статьи (ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ). |