Ст. 8.35 КоАП РФ с комментариямиСтатья 8.35 КоАП РФ. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений - размещена во Втором разделе Восьмой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая небольшая статья состоит из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 8.35 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 8.35 КоАП РФ. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растенийУничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечёт наложение административного штрафа Комментарии к статье 8.35 КоАП РФПравовое регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных осуществляется нормами международного и российского законодательства. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ объявляет данную категорию животных объектом исключительной федеральной собственности. В ст. 24 указанного Закона сформулированы общие требования к их охране, в частности обязательность занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу РФ и (или) красные книги субъектов РФ, запрет на действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания, обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесённые в Красную книгу, принимать меры по их сохранению и воспроизводству, обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и исчезающих объектов животного мира, ограничения оборотоспособности диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускаемой лишь в исключительных случаях по распорядительной лицензии, ограничения на содержание их в неволе и выпуск в естественную природную среду. Объектом предусмотренных в данной статье правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны редких и исчезающих, занесённых в Красную книгу РФ животных, растений и среды их обитания. Предметом административных правонарушений могут быть как сами животные и растения, так и их продукты, части, а также среда обитания таких животных. Объективная сторона составов правонарушений состоит в действиях по уничтожению самих животных и растений или среды их обитания, оказанию на них шумового, вибрационного и иного вредного воздействия в ходе строительных, взрывных и иных производственных работ, создании сооружений, нарушающих пути миграции, доступ к местам добывания пищи и т.п., а также в добывании таких животных и растений. Уничтожение может быть произведено путём причинения гибели животного (или группы животных) или растений в результате хозяйственной деятельности, в том числе загрязнения среды обитания, размещения отходов или убоя, отстрела и т.п., а также путём разрушения, сожжения, затопления обитаемых или регулярно используемых гнёзд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных и птиц, мест произрастания растений. Совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности животных и другим последствиям, указанным в диспозиции нормы, может состоять в повреждении их гнёзд, убежищ и т.п., приведении в негодность кормовой базы, выпасе сельскохозяйственных животных в местах произрастания редких видов растений и т.д. В этом случае должны быть установлены создание реальной угрозы наступления последствий в виде гибели, сокращения численности или нарушения среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, а также причинная связь между действиями и созданием такой угрозы. Объективная сторона добывания животных и сбора растений без разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, с нарушением иного установленного порядка, может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например, по восстановлению популяций редких растений, а для иных, не предусмотренных разрешением, либо в бездействии (несоставлении акта с указанием количества добытых объектов, времени, места и т.п.), а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах и т.п. Следует учитывать, что указанные действия (бездействие) совершаются как в отношении редких и исчезающих видов животных и растений, так и их продуктов, частей и дериватов. Субъективная сторона уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, а также совершения иных действий, ведущих к угрозе их гибели, сокращению численности и нарушению среды их обитания может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Незаконное добывание и иное обращение с такими животными и растениями возможно только с умышленной формой вины. Субъектами административной ответственности могут выступать физические и юридические лица. |