Ст. 8.26 КоАП РФ с комментариямиСтатья 8.26 КоАП РФ. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов - размещена во Втором разделе Восьмой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из трёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 8.26 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 8.26 КоАП РФ. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
Комментарии к статье 8.26 КоАП РФВведение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью строгого нормативно-правового регулирования порядка ведения отдельных видов использования лесов, его неукоснительного соблюдения под угрозой привлечения к административной ответственности за его нарушение в целях охраны лесных ресурсов. Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьёй, являются общественные отношения, возникающие в сфере использования лесных ресурсов. Объективную сторону первого состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи, составляют действия по сенокошению и выпасу сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено. Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования. Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведённых для сенокошения и пастьбы скота угодьях. Самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного этой же статьей, составляют незаконный выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки или с превышением норм выпаса — большего количества животных на отведенной площади, включенные в объективную сторону правонарушения. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной формой вины. В ч. 2 комментируемой статьи предусматриваются составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам относятся лишайники, покров болот и т.п. Таким образом, ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке, но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников, чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и т.п. С субъективной стороны данные составы административного правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины. Положениями ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушения правил сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ. По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией. При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по исключающей истощение лесоресурсов технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнёзд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п. Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно и доводятся до общего сведения через средства массовой информации. Размещение ульев и пасек является разновидностью использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и осуществляется на основании договоров, заключенных с соблюдением требований статей 38 и 39 Лесного кодекса РФ. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещённый для такого сбора либо неразрешёнными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путём выкапывания их с корневой системой). Среди признаков объективной стороны наряду со сбором и заготовкой предусматривается также и реализация собранной продукции, что свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности лица, осуществляющего не только сбор или заготовку лесных ресурсов, но и их реализацию. По объективной стороне рассматриваемый состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется активными действиями, заключающимися в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам. Предметом правонарушения являются особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдаётся. Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены только с умышленной формой вины. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Необходимо отметить, что в качестве дополнительной меры наказания в комментируемой статье установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно. Количество преступлений в России |