Ст. 7.13 КоАП РФ с комментариямиСтатья 7.13 КоАП РФ. Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны - размещена во Втором разделе Седьмой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из пяти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 7.13 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 7.13 КоАП РФ. Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны
Комментарии к статье 7.13 КоАП РФЦелью комментируемой статьи является обеспечение охраны памятников истории и культуры, соблюдение требований их сохранения — поддержания в надлежащем состоянии. Необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемая норма административного права предусматривает ответственность лишь за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия только федерального значения. Таким образом, ответственность за сохранение памятников истории и культуры регионального и местного значения может быть установлена законодательством субъектов в области административного права. Правовое регулирование вопросов отнесения объектов к памятникам культуры и истории федерального значения осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». К объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. Все памятники истории и культуры, подлежащие государственной охране и имеющие федеральное значение, включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Порядок содержания и использования объектов исторического и культурного наследия устанавливается Министерством культуры РФ, регулирующим в том числе и вопросы включения и исключения таких объектов из указанного Перечня. Для обеспечения сохранности памятников истории и культуры в их исторической среде на сопряжённой с ними территории вводятся специально выделенные территории — зоны охраны, в пределах которых установлен особый режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительные и другие работы. Часть 2 комментируемой статьи посвящена охране особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, перечень которых определяется Правительством РФ на основании Единого государственного реестра объектов культурного наследия. Кроме того, объекты культурного наследия, представляющие выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть также признаны объектами всемирного культурного и природного наследия в соответствии с Конвенцией об охране объектов всемирного культурного и природного наследия. При этом такой объект одновременно признается особо ценным объектом культурного наследия народов РФ. Все указанные объекты культурного наследия являются государственной собственностью и не могут отчуждаться. Помимо признанных в установленном законом порядке памятников истории и культуры, государственной охране подлежат и выявленные, но ещё не включенные в Единый государственный реестр объекты культурного наследия. Они признаются таковыми со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия до принятия соответствующего решения. В целях обеспечения их сохранности и целостности введены положения ч. 3 комментируемой статьи. В качестве требований сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых наступает административная ответственность, рассматривается неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с его особенностями, а также соблюдение установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны. Таким образом, объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия народов РФ. В объективную сторону административных составов, предусмотренных комментируемой статьёй, входит невыполнение или нарушение установленных в отношении объекта требований его сохранности и неизменности. Совершение административных правонарушений в области охраны объектов культурного наследия возможно как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В качестве субъектов административной ответственности законодателем предусмотрены как физические лица (граждане, должностные лица), так и юридические лица. |