.

Ст. 5.59 КоАП РФ с комментариями

Статья 5.59 КоАП РФ. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан - размещена во Втором разделе Пятой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 5.59 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 5.59 КоАП РФ. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса,
— влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарии к статье 5.59 КоАП РФ

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения, связанные с рассмотрение обращений и заявлений граждан.

Непосредственный объект данного нарушения — установленный законом порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан, гарантируемый Конституцией РФ (ст. 33). Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правовые основы указанного порядка рассмотрения обращений граждан заключаются в следующем. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трёх дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

  • обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
  • запрашивает (в том числе в электронной форме) необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия);
  • принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • ведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Лица, виновные в нарушении требований закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством (ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Административная ответственность за такие правонарушения как раз и установлена комментируемой статьёй КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки рассмотрения обращений граждан (например, поступившие обращения граждан не регистрируются в установленном порядке; не проводится необходимая проверка сведений, изложенных в обращении; проверка проводится формально и поверхностно, что не позволяет установить фактические обстоятельства дела; обращение перенаправляется в орган или должностному лицу, не имеющему необходимых полномочий для решения вопросов, поставленных в обращении и т.п.).

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков рассмотрения обращений и направлении ответа заявителю. Направление ответа после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности. Данное правонарушение считается оконченным с момента совершения упомянутых выше действий (или истечения установленного срока для осуществления необходимых полномочий и обязанностей — при бездействии).

Субъект данного административного правонарушения — специальный. В Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ подразумеваются руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также указаны должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в этих органах (ст. 4) и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан попадают под данную статью КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статёей, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины (если, например, должностное лицо по забывчивости не направило заявителю в установленный законом срок письменный ответ). Дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьёй, может быть возбуждено прокурором, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ выносит по этому поводу мотивированное постановление.

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 23.8 КоАП РФ с комментариями

Статья 23.8 КоАП РФ. Таможенные органы - размещена в Третьем разделе Двадцать третьей главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 23.

Ст. 27.8 КоАП РФ с комментариями
Ст. 27.12.1 КоАП РФ с комментариями
В СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённыхВ СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённых
Трепову этапировали в колониюТрепову этапировали в колонию
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты