Ст. 5.57 КоАП РФ с комментариямиСтатья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций - размещена во Втором разделе Пятой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из трёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 5.57 КоАП РФ с нашими комментариями к ней. Статья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
Комментарии к статье 5.57 КоАП РФОбщим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения в сфере образования. Непосредственный объект данного административного правонарушения — гарантируемое Конституцией РФ (ст. 43) право на образование и предусмотренные законодательством права и свободы обучающихся образовательных организаций. Соответствующие образовательные отношения (в том числе касающиеся реализации прав и свобод обучающихся) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, как правило, в действиях. Потенциальный виновник нарушает или незаконно ограничивает право на получение общедоступного и бесплатного образования (любым способом, например, не принимает документы, отказывает в выдаче документов, препятствует переводу учащегося в данную школу и т.п.). Объективная сторона данного правонарушения охватывает также случаи прямого отказа в приёме в образовательное учреждение либо отчисления (исключения) из него без законных к тому оснований. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что потенциальный виновник нарушает (ограничивает) права и свободы обучающихся (либо нарушает установленный порядок реализации этих прав) уже в ходе обучения в образовательном учреждении, регулируемого Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами (например, обусловливает обучение в образовательном учреждением рядом необоснованных требований и т.п.). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 3 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства об образовании, что имеются в виду в ч. 1 данной статьи, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ. Следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства об образовании, причём в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. Указанные правонарушения могут быть совершены как в форме действий (например, незаконное отчисление из школы), так и путём бездействия (например, необоснованный отказ принять подростка в образовательное учреждение). Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (бездействия). Данные административные правонарушения следует отличать (по признакам объективной стороны и др.) от правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) КоАП РФ. Субъектами данных административных правонарушений могут быть должностные лица (прежде всего, руководители образовательных учреждений — школ, лицеев и т.п.), а также юридические лица (образовательные учреждения разных организационно-правовых форм и форм собственности — школы, лицеи, гимназии и т.п.). Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется наличием умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ). Протоколы о данных административных правонарушениях могут составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и её структурные подразделения в субъектах РФ (см. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594). |