Квалифицированная юридическая помощь
Более 40000 обратившихся уже получили квалифицированную юридическую консультацию
и решили свои юридические вопросы.


Ст. 5.28 КоАП РФ с комментариями

Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения - размещена во Втором разделе Пятой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья состоит из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 5.28 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определённые сторонами сроки
— влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей.

Комментарии к статье 5.28 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются так называемые социально-партнёрские отношения. Особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Одной из разновидностей таких общественных отношений являются социально-партнёрские отношения.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнёрство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Одной из основных форм социально-партнерских отношений являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ). Собственно, в настоящее время это одна из немногих реально существующих на практике форм социального партнёрства.

Комментируемая статья направлена на защиту общественных отношений, которые складываются в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения. До недавнего времени правовое регулирование указанных отношений осуществлялось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях". Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон "О коллективных договорах и соглашениях" был признан утратившим силу. Нужно, однако, отметить, что практически все основные нормы этого Закона были инкорпорированы в Трудовой кодекс РФ. Коллективный договор определяется трудовым законодательством как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ). Таким образом, коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации. Соглашения могут заключаться на различных уровнях.

На федеральном уровне Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трёхсторонние комиссии по регулированию социально-партнёрских отношений, а на местном уровне - территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики - отраслевые соглашения.

Субъектами (сторонами) социально-партнёрских правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнёрских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование).

Интересы работников в социально-партнёрских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профсоюзов помимо ТК РФ определяется Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Нужно сказать, что при проведении коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора (т.е. на уровне конкретной организации) интересы работников могут представлять и иные выборные представители. Так, согласно ст. 31 ТК РФ в тех случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Представителями работодателя в социально-партнёрских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица.

При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом "Об объединениях работодателей" от 27 ноября 2002 г.

Объективная сторона данного правонарушения, согласно конструкции комментируемой нормы, может выражаться в:

  • уклонении от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения;
  • нарушении установленного законом срока проведения переговоров;
  • необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определённые сторонами сроки.

Трудовое законодательство чётко регламентирует сроки проведения коллективных переговоров и каждого их этапа. Так, согласно ст. 36 ТК РФ как представители работников, так и представители работодателей имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. Таким образом, уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения может выражаться в пропуске указанного семидневного срока без уважительных причин.

Коллективный договор заключается на срок не более трёх лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трёх лет. При смене формы собственности организации либо реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор утрачивает свою силу. В этих случаях любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трёх лет. У стороны, получившей такое предложение, возникает обязанность вступить в коллективные переговоры в течение семи календарных дней. Нарушение этой обязанности также образует состав рассматриваемого правонарушения.

Определённой спецификой обладает уклонение от вступления в коллективные переговоры по поводу изменения либо дополнения коллективного договора.

Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором. Аналогичная норма предусматривается в отношении порядка изменения или дополнения соглашения (ст. 49 ТК РФ). В том случае, когда стороны в коллективном договоре или соглашении оговорили порядок его изменения или дополнения (например, предусмотрели иные сроки вступления в коллективные переговоры), объективная сторона рассматриваемого правонарушения будет определяться указанным порядком.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Однако Трудовой кодекс во избежание неоправданного затягивания коллективных переговоров устанавливает их предельную продолжительность. Так, согласно ст. 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трёх месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, предусмотренном для урегулирования коллективных трудовых споров. Другими словами, по истечении трёх месяцев коллективный договор должен быть подписан в обязательном порядке. Уклонение от подписания коллективного договора в обусловленный срок следует рассматривать как предусмотренное комментируемой нормой нарушение установленного законом срока проведения переговоров.

Спорным является вопрос: образует ли состав данного правонарушения несоблюдение сроков, установленных участниками коллективных переговоров. С одной стороны, комментируемая норма предусматривает административную ответственность за нарушение срока проведения переговоров, установленного законом. С другой стороны, законом (Трудовым кодексом) установлено, что сроки проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Исходя из этого, как нам представляется, нарушение сроков, согласованных сторонами, также может рассматриваться в качестве объективной стороны данного правонарушения. Наконец, комментируемая статья предусматривает ответственность за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определённые сторонами сроки.

Согласно ст. 35 ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделённых необходимыми полномочиями представителей сторон. Данные комиссии являются органами социального партнёрства и создаются на всех его уровнях. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. При этом законом предусмотрена обязанность работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Данная обязанность может включать в себя обеспечение отапливаемого, электрифицированного помещения для работы указанной комиссии, предоставление оргтехники и т.п. Уклонение от выполнения данной обязанности образует состав рассматриваемого правонарушения. Вместе с тем следует иметь в виду, что социально-партнёрские отношения строятся на равноправной основе, поэтому работодатель не обязан нести все издержки, связанные с проведением коллективных переговоров. Так, например, в соответствии со ст. 39 ТК РФ оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Комментируемой статьёй предусмотрен специальный субъект данного правонарушения. По смыслу данной нормы таким субъектом является работодатель либо лицо, его представляющее. Вместе с тем нужно отметить, что трудовое законодательство предусматривает ответственность в указанных случаях в отношении любой из сторон коллективных переговоров. Так, согласно ст. 54 ТК РФ представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Как нам представляется, такой подход в большей степени соответствует принципам социально-партнёрских отношений и, в частности, принципу равноправия сторон таких отношений (ст. 24 ТК РФ). Кроме того, нужно отметить, что если речь идёт не о коллективном договоре, а о соглашении (что также охватывается комментируемой нормой), в этом случае сторонами коллективных переговоров могут быть не отдельные работодатели, а их объединения.

Согласно ст. 3 ФЗ "Об объединениях работодателей" от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 05.12.2005) объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Согласно ст. 15 того же Закона объединение работодателей несёт ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями.

Иными словами, объединение работодателей может выступать как самостоятельный субъект юридической и в том числе административной ответственности.

Субъективная сторона — рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.


Количество преступлений в России

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 5.29 КоАП РФ с комментариями

Статья 5.29 КоАП РФ. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - размещена во Втором разделе Пятой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Ст. 5.30 КоАП РФ с комментариями
Ст. 5.31 КоАП РФ с комментариями
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Численность заключенных в России уменьшилась до исторического минимумаЧисленность заключенных в России уменьшилась до исторического минимума
Задержан глава ГУ ФСИН Ростовской областиЗадержан глава ГУ ФСИН Ростовской области
Возможный убийца Круга сделал признаниеВозможный убийца Круга сделал признание
Конфликт между заключенными в ИК-7 Саратовской областиКонфликт между заключенными в ИК-7 Саратовской области
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru