Ст. 190 УИК РФ с комментариямиСтатья 190 УИК РФ. Ответственность условно осуждённых - размещена в Особенной части Восьмого раздела Двадцать четвёртой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из шести частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 190 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 190 УИК РФ. Ответственность условно осуждённых
Комментарий к статье 190 УИК РФПри невыполнении условно осуждённым требований, предъявляемых к нему в период испытательного срока, законом предусмотрена определённая ответственность, реализация которой осуществляется путём, во-первых, продления испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ), во-вторых, возложения на условно осуждённого дополнительных обязанностей и, в-третьих, направления осуждённого для реального отбывания назначенного наказания в связи с отменой условного осуждения. При уклонении условно осуждённого от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части вызывает условно осуждённого, проводит с ним профилактическую беседу, берет у него объяснение и выносит ему в письменной форме предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осуждённого. Под уклонением от исполнения возложенных на условно осуждённого обязанностей следует понимать такое поведение лица, когда оно не исполняет (разовое неисполнение) одну или несколько возложенных на него судом обязанностей, не имея при этом какой-либо уважительной причины. Однако необходимо уточнить, что при этом должны отсутствовать два определяющих признака - систематичность и злостность, которые согласно ч. 3 ст. 74 УК РФ являются основаниями для отмены условного осуждения. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, перечислены в гл. 20 КоАП РФ. К ним относятся, например:
Применение мер административного взыскания, указанных в законе, подразумевает, что лицом было совершено правонарушение и оно в установленном законом порядке привлечено к административной ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 4.5). В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Необходимо отметить, что нарушение общественного порядка, совершенное условно осуждённым, должно свидетельствовать о том, что данное лицо не желает оправдать оказанное ему судом доверие и доказать, что оно может исправиться без применения реального наказания. Например, не должно рассматриваться как явное нежелание исправиться нарушение условно осуждённым Правил дорожного движения. Как и не должно оно стать предпосылкой отмены условного осуждения. Исходя из содержания ст. 4.5 КоАП РФ можно заключить, что со дня нарушения общественного порядка условно осуждённым до дня применения к нему за это нарушение административного взыскания может пройти продолжительное время. Не являются основаниями для продления испытательного срока административные наказания, погашенные в установленном законом порядке или снятые до рассмотрения данного вопроса. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Частью 2 комментируемой статьи предусматривается возможность возложения на условно осуждённого дополнительных обязанностей помимо тех, которые были изначально определены судом в приговоре. Основаниями для внесения начальником уголовно-исполнительной инспекции в суд соответствующего представления являются:
Что же касается иных обстоятельств, они определяются начальником уголовно-исполнительной инспекции по своему субъективному усмотрению с учётом эффективности ранее назначенных обязанностей и сложившейся ситуации. Если осуждённый после письменного предупреждения инспекции не изменил своего поведения и продолжает уклоняться от исполнения возложенных на него судом обязанностей, вновь совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, а также исходя из личности осуждённого, характера правонарушения и отношения к совершенному деянию, труду, учёбе инспекция направляет в суд представление о продлении испытательного срока с приложением характеризующего материала. Суд, рассматривая вопрос о продлении испытательного срока, должен, во-первых, убедиться в законности и обоснованности принятой в отношении условно осуждённого меры административного взыскания, во-вторых, выяснить причины неисполнения им возложенных обязанностей и, в-третьих, проверить степень обоснованности представления уголовно-исполнительной инспекции. Убедившись в необходимости продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ, суд может осуществить это только один раз и не более чем на один год, а согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" суд, продлевая испытательный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ с учётом поведения осуждённого и других данных, характеризующих его личность, может выйти за пределы максимального срока, но не более чем на один год. О продлении осуждённому испытательного срока делается отметка в журнале учёта и контрольно-сроковой карточке, информируются администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный милиции, подразделение по делам несовершеннолетних и паспортно-визовая служба органа внутренних дел. Для направления начальником уголовно-исполнительной инспекции (в отношении несовершеннолетних направляют совместно УИИ и подразделение по делам несовершеннолетних ОВД) или командованием воинской части в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания осуждённый должен систематически или злостно не исполнять возложенные на него судом обязанности. Под понятием "систематичность" в теории уголовного права понимается такая преступная деятельность, которая характеризует определённую линию преступного поведения виновного, совершившего не менее трёх раз одинаковые, внутренне связанные друг с другом деяния. Понятие систематичности в действующем законодательстве сформулировано в ч. 5 ст. 190 УИК РФ. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещённых или невыполнение предписанных условно осуждённому действий более двух раз в течение года либо ничем не обоснованное уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени (более 30 дней). Заметим, что фразу "более двух раз" следует понимать не иначе как "многократно (не менее трех раз)", т.е. фактически законодатель не отклонился от принятого понимания систематичности, а только сформулировал его несколько иначе. Необходимо отметить, что в данной ситуации не будет иметь значения, предупреждался или нет осуждённый уголовно-исполнительной инспекцией о неприемлемости такого поведения и о возможности отмены условного осуждения. Для признания нарушения условно осуждённым возложенных на него обязанностей систематическим не требуется наличия совокупности всех указанных в законе оснований, а достаточно одного из них. Злостное неисполнение осуждённым указанных обязанностей предполагает упорное нежелание осуждённого встать на путь исправления, что может заключаться в явном неуважении суда или уголовно-исполнительной инспекции, выражаясь, например в продолжающемся неисполнении какой-либо обязанности, возложенной на него судом, после письменного предупреждения, вынесенного уголовно-исполнительной инспекцией, или после продления испытательного срока, уклонении от исполнения обязанностей либо совершения административного правонарушения, за что последовало наложение взыскания. Кроме того, злостное неисполнение условно осуждённым возложенных на него обязанностей имеет место в случаях нарушения им общественного порядка, свидетельствующего о том, что осуждённый своим поведением не оправдал оказанного ему доверия и не встал на путь исправления, или уклонения от исполнения обязанности, последовавших после того, как суд, несмотря на совершение условно осуждённым в течение испытательного срока преступления, в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ постановит о сохранении условного осуждения. Следует отметить, что указанные основания для отмены условного осуждения сами по себе являются самостоятельными. Это означает, что не обязательна их совокупность, при наличии любого из них УИИ может направлять представление в суд. Последний, убедившись в реальной возможности осуждённого выполнять возложенные обязанности и усмотрев обоснованность представленного материала, постановляет об отмене условного осуждения и исполнении назначенного в приговоре наказания. Законом не предусматривается зачёт части испытательного срока в срок отбываемого реально наказания после отмены условного осуждения. В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения осуждённым ещё одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного взыскания, или продолжения неисполнения возложенных на него судом обязанностей. Следующим основанием для направления в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, является то, что осуждённый скрылся от контроля УИИ (ч. 4 ст. 190 УИК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 46 Постановления от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" факт того, что осуждённый скрылся от контроля, сделал составной частью понятия злостного неисполнения возложенных обязанностей. В ч. 4 ст. 190 УИК РФ оно рассматривается как самостоятельное основание для отмены условного осуждения. Согласно ч. 6 указанной статьи скрывающимся от контроля признается условно осуждённый, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней в результате проведения инспекцией первоначальных розыскных мероприятий. При содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осуждённого, инспекция:
Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осуждённого, концентрируются в отдельной папке при его личном деле. Если в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение условно осуждённого не будет установлено, инспекция направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Одновременно с представлением в суд направляются копия приговора (определения, постановления) и материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осуждённого. В указанном представлении отражаются конкретные факты уклонения осуждённого от исполнения возложенных на него обязанностей, нарушения общественного порядка, время, в течение которого он не являлся в инспекцию, меры воздействия, принимаемые к нему, его реакция на них, а также наличие приводов. В отношении условно осуждённого, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются сведения о том, что он скрылся от контроля инспекции, а также результаты первоначальных розыскных мероприятий. К представлению прилагаются характеристики с места работы, учёбы и жительства, информация участкового уполномоченного милиции, подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о поведении осуждённого, его образе жизни, объяснения осуждённого и другие документы. |