.

Ст. 188 УИК РФ с комментариями

Статья 188 УИК РФ. Порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых - размещена в Особенной части Восьмого раздела Двадцать четвёртой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из пяти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 188 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 188 УИК РФ. Порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых

  1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учёт условно осуждённых в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осуждёнными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
  2. При назначении условно осуждённому в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объёме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33 - 38 настоящего Кодекса.
  3. Утратила силу.
  4. Условно осуждённые обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своём поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, возмещать вред, причинённый преступлением, в размере, определённом решением суда, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осуждённый может быть подвергнут приводу.
  5. В случае уклонения условно осуждённого от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения. 6. Если периодичность явки условно осуждённого для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осуждённого устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.

Комментарий к статье 188 УИК РФ

Порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых предусматривается комментируемой статьёй и разделом V "Контроль за поведением условно осуждённых" Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) (далее - Инструкция). Часть 1 комментируемой статьи определяет, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учёт условно осуждённых в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осуждёнными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Взаимодействие с органами внутренних дел инспекции реализовывают на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осуждённых, соблюдением условно осуждёнными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией.

В этих целях инспекции:

  • готовят и направляют в органы внутренних дел предложения в планы совместных мероприятий;
  • принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке поведения осуждённых по месту жительства и в общественных местах;
  • систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осуждённых, состоящих на учёте.

Как мы уже отмечали выше, в целом контроль за условно осуждёнными включает в себя проведение следующих мероприятий:

  • персональный учёт условно осуждённых в течение испытательного срока;
  • контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осуждёнными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей;
  • проведение первоначальных розыскных мероприятий; проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Постановка осуждённых на учёт осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора. После поступления и регистрации копии приговора суда на каждого осуждённого заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку. Вторая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осуждённого с регистрационного учёта и информирования инспекции об изменении его места жительства.

В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению. О постановке условно осуждённого на учёт инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осуждённого, а в отношении несовершеннолетнего условно осуждённого - аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы. Если условно осуждённый (гражданин России) подлежит призыву, о постановке его на учёт инспекция направляет сообщение в соответствующий военный комиссариат.

В отношении условно осуждённого, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учёбы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляется администрация организации, учебного заведения и лечебного учреждения. После проведения указанных мероприятий условно осуждённый вызывается в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка. Кроме того, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осуждённого, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Составленная в ходе указанной беседы справка вместе с подпиской приобщаются к личному делу осуждённого.

В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осуждённых. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли своё закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осуждённого. В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осуждёнными. Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осуждённого со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счёте должно способствовать его исправлению.

Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осуждённый не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учёбы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осуждёнными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию. В том случае, когда нахождение условно осуждённого, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определённые места.

Обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Зависимость от алкоголя и наркотиков - один из побуждающих факторов для совершения преступления, особенно во время наступления абстинентного синдрома в период так называемой ломки. Состояние алкогольного или наркотического опьянения, притупляя или вообще блокируя сознание человека, способствует совершению им преступления. В связи с этим назначение указанной обязанности, бесспорно, необходимо для всех лиц, нуждающихся в прохождении лечения. Осуществление материальной поддержки семьи является обязанностью, которая дисциплинирует условно осуждённого, способствует восстановлению семейных отношений, укреплению взаимопонимания между супругами, родителями и детьми, что кардинальным образом меняет отношение виновного как к самому себе, так и к окружающим его людям, восстанавливает душевное спокойствие и уверенность в будущем.

Следует отметить, что по усмотрению суда на условно осуждённого могут быть возложены как все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, так и только некоторые из них. Помимо этого суд может возложить на условно осуждённого исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

Назначая наказание и постановляя считать назначенное наказание условным, суд может назначить дополнительные виды наказаний. При назначении условно осуждённому в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью уголовно-исполнительной инспекцией в отношении осуждённого в полном объёме осуществляются все мероприятия, предусмотренные соответствующими статьями УИК РФ (см. комментарий к статьям 33 - 38). Исполнение других дополнительных видов наказаний (штраф, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград) производится в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами (см. комментарий к статьям 31, 61 УИК РФ).

В случае призыва осуждённого на военную службу инспекция направляет в военный комиссариат копию приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением осуждённого по месту прохождения службы. В сопроводительном письме инспекция сообщает данные, характеризующие личность осуждённого, его поведение и исполнение им возложенных судом обязанностей. Командование воинской части обязано сообщить в десятидневный срок в инспекцию о постановке данного лица на учёт, а по окончании службы - о его убытии из воинской части, а в случае, если испытательный срок не истёк, направить в инспекцию копию приговора суда и другие документы, характеризующие осуждённого, для дальнейшего осуществления контроля за его поведением. В данном случае необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.

Лицо, осуждённое за совершение преступления условно, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости, которая наступает по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК РФ). Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определённых ограничений уголовно-правового характера. Согласно же подп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 3-ФЗ) не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, таким образом, условное осуждение препятствует призыву или поступлению осуждённого на военную службу.

С целью предотвратить призыв такого лица в вооружённые силы уголовно-исполнительная инспекция и направляет, как отмечалось ранее, сообщение в соответствующий военкомат. Аналогичный запрет имеется в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона "на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу". Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует применению в отношении его условного осуждения и продолжению службы в вооружённых силах.

В данном случае контроль за соблюдением осуждённым военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Последнее при этом будет руководствоваться разделом V "Осуществление контроля за условно осуждёнными военнослужащими" Приказа Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими" (в редакции Приказов Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, от 4 сентября 2006 г. N 359). Поэтому военным судом, вынесшим приговор командованию воинской части по месту военной службы, должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы. Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осуждённого.

Контроль осуществляется в течение всего определённого судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осуждённого военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор. Командование воинской части осуществляет персональный учёт условно осуждённых в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осуждёнными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. Копии приговоров на осуждённых военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учётно-послужными карточками. Если к окончанию воинской службы осуждённым испытательный срок не истёк, командование воинской части обязано сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию предполагаемого места жительства демобилизующегося военнослужащего о его убытии из воинской части. Одновременно с уведомлением направляются характеристики на условно осуждённого, другие материалы, полученные при осуществлении контроля за его поведением во время прохождения воинской службы.

В п. 120 раздела V "Контроль за поведением условно осуждённых" Инструкции регламентированы действия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляемые ею в период испытательного срока в целях контроля за поведением осуждённых. О всех проведённых с условно осуждённым мероприятиях составляются справки, которые приобщаются к его личному делу.

Итак, в соответствии с Инструкцией уголовно-исполнительные инспекции проводят ежеквартальные проверки условно осуждённых по специальным учётам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности; принимают участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осуждённых по месту жительства и в общественных местах; систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осуждённых, поставленных на учет инспекции.

Действующее законодательство наделяет уголовно-исполнительные инспекции определёнными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля за поведением условно осуждённого.

В соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ условно осуждённые обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями о своём поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в УИИ. При неявке в инспекцию без уважительных причин осуждённый может быть подвергнут приводу. В этих случаях инспекция выносит постановление о приводе. Если осуждённый различными способами уклоняется от контроля за его поведением, то законом (ч. 5 ст. 188 УИК РФ) на УИИ возлагается обязанность по проведению первоначальных мероприятий по установлению его местонахождения и причин уклонения.

Согласно п. 151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осуждённого, инспекция

  • проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осуждённого либо иные данные, которые могут способствовать его розыску;
  • устанавливает через организацию, где работал осуждённый, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, военный комиссариат о его снятии с регистрационного учёта по месту жительства;
  • осуществляет проверку по учётам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учётам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев;
  • направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Льготы пенсионерам по налогу на недвижимость

Льготы пенсионерам по налогу на недвижимость

Обязанность по оплате транспортного, земельного и имущественного налога имеется у каждого гражданина. К счастью, выход на пенсию служит основанием для определенных налоговых льгот, в том числе имущественных.

Сколько дают за убийство человекаСколько дают за убийство человека
Сколько дают за ограблениеСколько дают за ограбление
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Задержан глава ГУ ФСИН Ростовской областиЗадержан глава ГУ ФСИН Ростовской области
Численность заключенных в России уменьшилась до исторического минимумаЧисленность заключенных в России уменьшилась до исторического минимума
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru