Ст. 112 УИК РФ с комментариямиСтатья 112 УИК РФ. Общее образование осуждённых к лишению свободы - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Пятнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из семи частей текста (три части в настоящее время утратили свою силу). Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 112 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 112 УИК РФ. Общее образование осуждённых к лишению свободы
Комментарий к статье 112 УИК РФКомментируемая статья устанавливает порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования осуждёнными к лишению свободы в исправительных учреждениях. Организация получения осуждёнными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ и Министерства юстиции РФ. См.: Приказ Минюста Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 61/70 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы"; Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 "Об организации получения осуждёнными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы". Право осуждённых на получение образования обеспечивается путём создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее - школы) при исправительных колониях и тюрьмах. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1237. Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минюстом России на базе имущества, предоставляемого им исправительным учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний. Организация обучения осуждённых осуществляется на основе договора, заключённого между школой и учреждением. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют финансирование школы за счёт собственных бюджетных средств, создают необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы, оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров, обеспечении документацией, учебными пособиями, техническими средствами обучения. Учредителем школ в воспитательных колониях является Федеральная служба исполнения наказаний, которая осуществляет финансирование школы за счёт средств федерального бюджета, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности в соответствии с уставом школы, создаёт необходимые условия для организации образовательного процесса. Лицензирование образовательной деятельности школы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации. Образовательный процесс организуется в соответствии с учебными планами и программами с учётом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, с применением современных педагогических технологий. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учётом особенностей режима отбывания наказания. В воспитательных колониях в школах при необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения осуждённых, имеющих отклонения в развитии, проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Окончившим обучение осуждённым по результатам государственной (итоговой) аттестации, которая осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и науки РФ, вручаются документы о соответствующем уровне общего образования государственного образца. Осуждённым, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Обязательному обучению в школе подлежат осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Поэтому приём в школу осуждённых, не достигших возраста 30 лет и не имеющих общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осуждённых - по их личному заявлению. В период пребывания в строгих условиях отбывания наказания, нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах осуждённые, обучающиеся в общеобразовательных школах, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учёбы и консультаций с преподавателями. Осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Для сдачи экзаменов учащиеся осуждённые освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, установлены ст. 176 ТК РФ. Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращённую рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами. Поскольку получение осуждёнными общего образования является одним из основных средств исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ), оно отнесено к критериям оценки степени исправления осуждённых. Поэтому отношение осуждённых к обучению учитывается при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, а также при применении к ним мер поощрения или взыскания и изменении условий отбывания наказания. Учитывая, что для определённых категорий осуждённых получение образования обязательно, уклонение от учебных занятий является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осуждённому мер взыскания, предусмотренных ст. 115 настоящего Кодекса. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осуждёнными. Работники школ входят в состав советов воспитателей отрядов и различных комиссий, создаваемых в исправительных учреждениях, ведут индивидуально-воспитательную работу с осуждёнными, читают тематические лекции, пропагандируют знания и т.д. В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс с участием педагогических коллективов, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учёбе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Количество преступлений в России |