Ст. 110 УИК РФ с комментариямиСтатья 110 УИК РФ. Основные формы и методы воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Пятнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 110 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 110 УИК РФ. Основные формы и методы воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы
Комментарий к статье 110 УИК РФКомментируемая статья раскрывает формы и методы воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы, основными из которых являются нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания. Все формы и методы воспитательной работы с осуждёнными направлены на их исправление. Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально-этических установок, ответственности, чувства долга и собственного достоинства, развитие духовного уровня человека, а также на то, чтобы осуждённый познакомился с основами этики, психологии общения, приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание направлено на формирование у осуждённых представлений о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, уважения к закону и правам других граждан, осознания необходимости соблюдения правовых норм, установки на правопослушное поведение и адекватное реагирование на различные ситуации. Целью трудового воспитания является восстановление и развитие у осуждённого трудовых навыков, приобретение им профессии, создание предпосылок для трудоустройства и социальной адаптации после освобождения, развитие жизненной активности, спектра его способностей. При организации трудового воспитания учитываются потребности рынка труда в регионе проживания осуждённого. Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы и организации досуга осуждённых. Воспитательная работа с осуждёнными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Групповые и массовые формы воспитательной работы (занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковая работа, участие в самодеятельных организациях осуждённых) предполагают проведение воспитательной работы с различными по величине группами осуждённых и направлены на обучение общению, укрепление правопорядка и дисциплины в исправительном учреждении. Индивидуальная воспитательная работа ведётся с учётом особенностей личности каждого осуждённого с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности каждого осуждённого сотрудниками психологической лаборатории исправительного учреждения, с учётом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств, способствовавших дезадаптации осуждённого в обществе. Индивидуальная воспитательная работа включает в себя:
Основные организационные формы воспитательной работы с осуждёнными реализуются в отряде, где создаются необходимые условия и обеспечивается комплексное воспитательное воздействие на осуждённых. Комплектование отрядов осуществляется с учётом педагогической, режимной и производственной целесообразности. При распределении осуждённых по отрядам учитываются индивидуально-психологические особенности осуждённых, образовательный уровень и другие факторы. Как средство исправления осуждённых воспитательная работа организуется дифференцированно с учётом вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, в которых они находятся, назначенного наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых, их возраста и поведения. Так, культурно-массовые мероприятия с осуждёнными в период их пребывания в строгих условиях отбывания наказания проводятся в пределах помещений, в которых они проживают. Пользование библиотекой обеспечивается в условиях изоляции от других осуждённых. Осуждённым, отбывающим наказание в воспитательной колонии, начальником учреждения в порядке поощрения может быть предоставлено право посещения в дневное время культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников данной колонии, а также право выхода за пределы учреждения в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников продолжительностью до восьми часов. Для осуществления воспитательной работы с осуждёнными необходимо наличие определённой материально-технической базы. В связи с этим комментируемая статья устанавливает, что в исправительных учреждениях создаётся материально-техническая база в соответствии с нормами, утверждёнными Правительством РФ. Указанные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 и содержат в себе минимальный размер площади, который должен приходиться на одного осуждённого в зрительном зале для массовых мероприятий, классе общеобразовательного обучения, комнате воспитательной работы, читальном зале библиотеки и т.д. Предусматривается, что в исправительной колонии количество мест в зрительном зале для массовой воспитательной работы должно быть не более 50% вместимости колонии, в воспитательной колонии должна обеспечиваться полная вместимость. Количество мест в классах общеобразовательного обучения при работе в две смены должно быть рассчитано:
В каждом отряде осуждённых из 50 человек предусматривается наличие одной комнаты воспитательной работы. Площадь книгохранилища библиотеки оборудуется из расчёта вместимости пяти книг на одного осуждённого. |