Ст. 109 УИК РФ с комментариямиСтатья 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Пятнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 109 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы
Комментируемая статья устанавливает общие положения организации воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы, её направленность, особенности, место и роль в процессе исправления. В соответствии с ч. 2 ст. 9 комментируемого Кодекса воспитательная работа, включающая в себя получение осуждёнными общего образования, является одним из основных средств исправления осуждённых. Это определяет её направленность на формирование у осуждённых уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня, стимулирование правопослушного поведения и предупреждение совершения ими новых преступлений. Персональную ответственность за организацию воспитательной работы несёт начальник исправительного учреждения. Непосредственное её проведение обеспечивают заместитель начальника учреждения по воспитательной работе, инструктор по воспитательной работе, начальники отрядов (воспитатели), психологи, инспектор по физкультурно-спортивной работе, специалист по социальной работе, инспектор по бытовому и трудовому устройству, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, библиотекарь, руководители кружков. В проведении воспитательной работы с осуждёнными участвуют и другие работники исправительного учреждения, а также представители общественных объединений, религиозных организаций, попечительских советов, родительских комитетов в соответствии с действующим законодательством. Методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на методический кабинет, в котором изучается и обобщается положительный опыт и создаётся необходимая информационно-методическая база для всех служб учреждения по проведению воспитательной и профилактической работы. Воспитательная работа в воспитательной колонии является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осуждённых в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе. Организация воспитательной работы осуществляется на плановой основе в целях обеспечения координации усилий служб исправительного учреждения, общественных объединений, религиозных организаций в решении задач по исправлению осуждённых. Исправление осуждённых является целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (ст. 1 УИК РФ). Поэтому законодатель определил критерии, позволяющие определить степень исправления осуждённых, одним из которых и является участие в проводимых воспитательных мероприятиях. В случае обращения осуждённого или его адвоката (законного представителя) в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осуждённого, содержащей данные о поведении осуждённого во время отбывания наказания, которые включают в себя информацию об участии в воспитательных мероприятиях и отношении к учёбе. Суд использует представленные данные при решении вопроса о том, нуждается ли осуждённый в полном отбывании назначенного судом наказания или нет и в зависимости от этого - подлежит ли он условно-досрочному освобождению, а также освобождению полностью или частично от отбывания дополнительного вида наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ. Если учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление в отношении положительно характеризующегося осуждённого о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ, в представлении также должны содержаться данные о поведении осуждённого, в том числе об участии в воспитательных мероприятиях и отношении к учёбе во время отбывания наказания. Информация об участии в воспитательных мероприятиях, в работе самодеятельных организаций осуждённых и отношении к обучению включается в материалы, характеризующие личность осуждённого, приобщаемые к его ходатайству о помиловании. За хорошее поведение, добросовестное отношение к обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осуждённых и в воспитательных мероприятиях к осуждённым к лишению свободы могут применяться меры поощрения, предусмотренные ст. 113 комментируемого Кодекса. Участие осуждённых в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается и при решении вопросов об изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, а также при применении к ним мер взыскания. В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учётом особенностей воспитательной работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Соблюдение распорядка дня является одной из основных обязанностей осуждённого. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осуждённых. В этом случае уклонение от выполнения распорядка дня является нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение к осуждённому мер взыскания, предусмотренных ст. 115 настоящего Кодекса. Распорядок дня разрабатывается на основе Правил внутреннего распорядка исправительных учрежденийи утверждается приказом начальника исправительного учреждения. Он включает в себя, кроме прочего, время обучения в школе и профессиональном училище, проведения воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий. См.: Приказы Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" и от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы". Так, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлена продолжительность ежедневных воспитательных мероприятий до одного часа. В воспитательных колониях воспитательные мероприятия проводятся по отдельному графику в пределах полутора часов ежедневно. Культурно-массовая работа, учёба в школе и профессионально-техническом училище осуществляются по отдельному графику. Воспитательная работа проводится дифференцированно с учётом тяжести и характера совершенного преступления, возраста, образования, профессиональной подготовки, образа жизни до осуждения, отношения осуждённого к содеянному и к наказанию, отношения к другим людям, а также с учётом индивидуально-психологических особенностей осуждённых. Проведению индивидуальной работы с осуждёнными предшествует изучение их личности с участием психологов. |