Квалифицированная юридическая помощь
Более 20000 обратившихся уже получили квалифицированную юридическую консультацию
и решили свои юридические вопросы.


Ст. 103 УИК РФ с комментариями

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Четырнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из шести частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 103 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осуждённых к лишению свободы

  1. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.
  2. Осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осуждённые привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  3. Труд осуждённых, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
  4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осуждённых, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  5. Производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осуждённых.
  6. Осуждённым запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к статье 103 УИК РФ

Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осуждённых к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осуждённых и приоритет основной задачи исправительных учреждений - исправления осуждённых - над производственной деятельностью. Несмотря на то что не все осуждённые в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

Общественно полезный труд отнесён законодателем к основным средствам исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осуждённых, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осуждённым страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещён. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закреплённые в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт "О гражданских и политических правах" и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде.

Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осуждённых трудиться, а выполнение любой закреплённой правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. "c" ст. 2 Конвенции подчёркивается, что обязательный труд осуждённых не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осуждённых, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. статьи 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 8, 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ 2001 г. "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду", и др.).

Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осуждённых), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осуждённых работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осуждённому наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осуждённых запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее - ПВР ИУ) (приложение N 9), осуждённых запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается также труд осуждённых по:

  • обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещённых в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
  • работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
  • труд, связанный с учётом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • с подчинением им вольнонаёмных работников;
  • в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осуждённых, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осуждённых.

Более жёсткая формулировка, закреплённая в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона "Об учреждениях и органах...", согласно которой интересы исправления осуждённых не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчёркивают приоритет главной цели наказания - исправления осуждённых.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьёзные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений.

Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач - восстановление и закрепление у осуждённых профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе. В соответствии со ст. 18 Закона "Об учреждениях и органах..." центры трудовой адаптации осуждённых и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осуждённых, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осуждённых создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

Привлечение осуждённых к общественно полезному труду - одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому как УИК РФ (ч. 1 ст. 103), так и Закон "Об учреждениях и органах..." (ст. 17) для её реализации предусматривают возможность привлечения осуждённых к труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или вне их.

Законодательно закреплено четыре основных формы привлечения осуждённых к труду:

  1. в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
  2. на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС;
  3. на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
  4. по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Исключением являются тюрьмы и исправительные колонии особого режима для осуждённых к пожизненному лишению свободы, в которых ввиду высокой общественной опасности содержащихся в них лиц труд организуется только в пределах территории исправительного учреждения. Необходимым условием, при соблюдении которого организуется производственная деятельность в рамках любой из перечисленных форм, является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

На период отбывания наказания осуждённые лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осуждённые не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от неё.


Количество преступлений в России

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 107 УИК РФ с комментариями

Статья 107 УИК РФ. Удержания из заработной платы и иных доходов осуждённых к лишению свободы  - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Четырнадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из трёх частей текста.

Ст. 108 УИК РФ с комментариями
Ст. 109 УИК РФ с комментариями
ФСИН одобрила компьютерную программу по размещению заключенных в СИЗОФСИН одобрила компьютерную программу по размещению заключенных в СИЗО
Крупному русскому миллиардеру грозит срокКрупному русскому миллиардеру грозит срок
Коррупционеров уже некуда сажатьКоррупционеров уже некуда сажать
Кем работают элитные заключенные в российских тюрьмахКем работают элитные заключенные в российских тюрьмах
Доверенность от осуждённогоДоверенность от осуждённого
Какой штраф за отсутствие отражающего жилета в машинеКакой штраф за отсутствие отражающего жилета в машине
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru