Ст. 77 УИК РФ с комментариямиСтатья 77 УИК РФ. Оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию - размещена в Особенной части Четвёртого раздела Одиннадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 77 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 77 УИК РФ. Оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию
Комментарий к статье 77 УИК РФВозможность оставления осуждённых в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий. Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осуждённого и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит:
Наличие перечисленных обстоятельств в определённой мере свидетельствует о том, что осуждённый не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме. Вторым условием оставления осуждённого в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осуждённого обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осуждённого без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осуждённый, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет своё решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу. Третье условие оставления осуждённого в следственном изоляторе или тюрьме - необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осуждённых к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осуждённые за особо тяжкие преступления и переведённые из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения. Четвёртым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осуждённый находился именно в том следственном изоляторе, где остаётся для отбывания наказания. Необходимо отметить, что оставление осуждённых на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осуждённых в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно. Характер поведения осуждённого в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осуждённых. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осуждённых, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера. Решение об оставлении осуждённого для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осуждённого. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осуждённых. Осуждённые, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения. Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется статьями 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осуждённые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки даётся только врачом (фельдшером). |