.

Ст. 23 УИК РФ с комментариями

Статья 23 УИК РФ. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания - размещена в Общей части Первого раздела Третьей главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 23 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 23 УИК РФ. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

  1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
  2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осуждёнными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.
  3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осуждённых в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осуждённых, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Комментарий к статье 23 УИК РФ

Действующее уголовно-исполнительное законодательство к числу основных средств исправления осуждённых, наряду с другими, относит общественное воздействие. К общественности относятся легитимные общественные и религиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осуждённых. Тем самым общественность призвана оказать существенную помощь сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, прежде всего в воспитании осуждённых.

Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 142 УИК РФ) на сегодняшний день определяет только две формы содействия общественности, и то лишь применительно к воспитательным колониям, - попечительский совет и родительский комитет (см. комментарий к указанной статье). Однако это не означает, что общественность отстранена от участия в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В настоящее время созданы и активно работают общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Их деятельность регламентирована соответствующими Положениями.

Так, согласно Положению об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, утверждённому Приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. N 32, основой целью Совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также осуждённых и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Одним из главных направлений работы Совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищённости сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осуждённых и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

Определённое содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, оказывают представители общественных, прежде всего неправительственных, правозащитных организаций. На территории России действуют как международные (Международная тюремная реформа, Международная амнистия и др.), так и общероссийские (общероссийское общественное движение "За права человека", Московская Хельсинская группа и др.), а также межрегиональные (Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Центр содействия международной защите и др.), региональные (Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр) и местные (Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений, Краснокамский правозащитный центр и др.) правозащитные организации. Правозащитники ведут переписку с осуждёнными, представляют их интересы в различных государственных органах, в том числе в судах, при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осуждёнными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу, осуществляют общественный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство в достижении цели исправления определённое место отводит служителям культа, которые могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осуждённых, но и по своей инициативе (см. комментарий к ст. 14 УИК РФ). Во многих исправительных колониях построены культовые сооружения. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий, на основе которых развивается взаимовыгодное сотрудничество.

Привлечение общественности к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не должно создавать ситуации многовластия и безответственности в такой важной государственной сфере. Поэтому законодатель весьма осторожно очертил это, безусловно, прогрессивное средство воздействия на осуждённых. Проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", подготовленный во исполнение ст. 23 УИК РФ и принятый Государственной Думой в первом чтении, определяет следующие основные направления содействия общественных объединений деятельности мест лишения свободы:

  1. улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осуждённых;
  2. участие в организации труда, досуга, обучения осуждённых;
  3. участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осуждённых;
  4. обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осуждённых;
  5. оказание помощи осуждённым в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;
  6. укрепление материально-технической базы мест лишения свободы.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правовую основу общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы общественного контроля в отличие от субъектов государственного контроля не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно - либо через соответствующие государственные органы, либо апеллируя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов осуждённых.

Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Основными формами контрольной деятельности являются посещения (визитирование) учреждений, исполняющих наказания, мониторинг соблюдения прав и свобод осуждённых, переписка с осуждёнными и их родственниками, рассмотрение жалоб граждан на действия администрации, направление запросов в учреждения и органы, исполняющие наказания, в прокуратуру и другие компетентные органы.

Общественные наблюдательные комиссии планируется создать в каждом субъекте Федерации. В практике имеется прецедент, когда Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в уголовно-исполнительное законодательство уже внесён этот новый субъект контроля, но компетенция общественных наблюдательных комиссий и их членов должна быть определена в Федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", проект которого в настоящее время еще обсуждается в Государственной Думе.

С 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Одной из главных задач этого института гражданского общества является осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Прошедшее после создания время показало, что Общественная палата уделяет особое внимание контролю за правоохранительными органами, в том числе за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Для этого в соответствии со ст. 16 Закона Общественная палата наделяется определёнными полномочиями. Наличие контрольных полномочий Палаты позволяет упорядочить и повысить действенность общественного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний, расширить его социальную базу.

Механизм формирования новых органов контроля позволяет участвовать в осуществлении контрольной деятельности различным институтам гражданского общества. Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (ст. 20) предусматривает создание при федеральных органах исполнительной власти общественных советов. Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы создан 1 февраля 2007 г. из представителей общественности, науки и бизнеса. К контрольным полномочиям членов Совета, в частности, относятся: информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, обсуждение этих вопросов на заседании Совета; запрос сведений о деятельности учреждений и органов ФСИН России по соблюдению прав человека; посещение учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. В настоящее время при 72 территориальных органах ФСИН России действуют общественные советы по проблемам деятельности УИС. Члены этих советов обладают аналогичной контрольной компетенцией.

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" возложил на Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации выполнение новых задач, связанных с осуществлением общественного контроля как за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта указов Президента РФ по вопросам помилования, так и за условиями содержания осуждённых.

Положительным примером является деятельность Комиссии по правам человека на территории Кировской области, члены которой регулярно посещают исправительные учреждения, принимают реальные меры по улучшению содержания осуждённых, обеспечению их прав и свобод.

Правом контроля во время посещений учреждений, исполняющих наказания, согласно ст. 24 УИК РФ и ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обладают главы органов местного самоуправления и депутаты муниципальных образований в пределах соответствующих территорий.

Основным направлением контрольной деятельности общественных структур в сфере исполнения уголовных наказаний является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осуждённых. Общественные объединения, и в первую очередь неправительственные правозащитные организации, осуществляют разносторонний контроль в указанной сфере. Обычно он реализуется в рамках договорённостей с руководством пенитенциарной системы, которому во многих случаях представляются результаты контроля. При необходимости общественные объединения могут использовать для защиты прав осуждённых все установленные механизмы. Некоторые отличия есть в организации контроля религиозных объединений, здесь его предметом является деятельность персонала по обеспечению конституционного права осуждённых на свободу совести и свободу вероисповедания. Соблюдение этого права проверяется священнослужителями при проведении религиозных обрядов в учреждениях, исполняющих наказания.

Большим контрольным потенциалом обладают средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и Интернет активно формируют общественное мнение о деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Материалы, раскрывающие недостатки и содержащие обоснованную критику, не только привлекают внимание должностных лиц органов управления уголовно-исполнительной системы, но и иных субъектов контроля, чем оказывается позитивное воздействие на общее положение дел в уголовно-исполнительной системе.

Особое место среди субъектов общественного контроля занимают граждане. В основе их контроля лежит конституционное право человека и гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Этот вид контроля осуществляется гражданами по собственной инициативе, без каких-либо официальных полномочий. Он базируется на положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Прямой непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляют как сами осуждённые, так и иные граждане, участвующие в уголовно-исполнительных правоотношениях. Результаты контроля могут быть реализованы через государственно-правовые и международные механизмы защиты гражданами своих прав или через обращения в средства массовой информации.

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 46 УК РФ с комментариями

Статья 46 УК РФ. Штраф - размещена в Общей части Третьего раздела Девятой главы Уголовного Кодекса РФ. Весьма объёмная статья состоящая из пяти частей. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 46 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Ст. 16 УИК РФ с комментариями
Ст. 26 УИК РФ с комментариями
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Задержан глава ГУ ФСИН Ростовской областиЗадержан глава ГУ ФСИН Ростовской области
Численность заключенных в России уменьшилась до исторического минимумаЧисленность заключенных в России уменьшилась до исторического минимума
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru