.

Ст. 19 УИК РФ с комментариями

Статья 19 УИК РФ. Контроль органов государственной власти - размещена в Общей части Первого раздела Третьей главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из одной небольшой части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 19 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 19 УИК РФ. Контроль органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 19 УИК РФ

Общепризнанно, что контроль играет важную роль в обеспечении законности, эффективности исполнения уголовных наказаний, охране прав, свобод и законных интересов осуждённых. В п. 92 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) подчёркивается: "Пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов с целью оценки того, осуществляется ли управление ими в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права, а также с положениями настоящих Правил".

В последние годы в России происходит повсеместное расширение системы контроля за счёт включения в неё институтов гражданского общества, международных органов и организаций. Поэтому правомерно рассматривать контроль как системную деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, нормативным предписаниям и корректированию выявленных отклонений при помощи правовых средств.

Комментируемая статья устанавливает приоритет федеральных органов государственной власти в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Это вполне оправданно, так как исполнение уголовных наказаний является функцией государства. Российская Федерация согласно ст. 71 Конституции РФ формирует систему учреждений и органов, исполняющих наказания, определяет порядок их организации и деятельности, осуществляет правовое регулирование в этой сфере.

Основанием для дифференциации контроля федеральных органов государственной власти на виды является принцип разделения властей, а также разграничение государственных органов по предметам их ведения. С учётом этого выделяются следующие его виды:

  1. президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями;
  2. парламентский контроль - Федеральным Собранием РФ и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы;
  3. контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы);
  4. судебный контроль - судами общей юрисдикции, арбитражными судами;
  5. правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека в РФ;
  6. прокурорский надзор - органами прокуратуры РФ;
  7. финансовый контроль - Счётной палатой РФ, Минфином России и подведомственными ему федеральными службами.

Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Контрольный статус Президента РФ является частью его общего правового статуса, который определён статьями 80 - 93 Конституции РФ. В большей мере контрольные полномочия главы государства в сфере исполнения уголовных наказаний предопределены той ролью, которую Президент РФ играет в организации и функционировании органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 закрепил статус Федеральной службы исполнения наказаний как федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент РФ. Реализуя данную функцию, Президент РФ Указом от 13 октября 2004 г. N 1314 установил структуру, предельную численность центрального аппарата ФСИН России и фонд оплаты труда, утвердил Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В Положении закреплены ряд полномочий Президента РФ по осуществлению контроля за деятельностью ФСИН России. В частности, к ним можно отнести: назначение на должность и освобождение от должности директора (п. 9) и его заместителей (п. 10), а также назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей (п. 10).

Президент РФ может использовать и другие формы непосредственного контроля:

  • личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • рассмотрение докладов Министра юстиции РФ о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях;
  • заслушивание докладов руководства Минюста и ФСИН России о состоянии дел в пенитенциарной системе;
  • рассмотрение ходатайств о помиловании осуждённых, жалоб и заявлений граждан, сотрудников пенитенциарных учреждений, осуждённых и др.

На основе нормативных правовых актов Президент РФ часть полномочий по контролю делегирует своей Администрации и её структурным подразделениям. Компетенция контрольных органов Администрации Президента РФ распространяется на все федеральные органы исполнительной власти и государственных служащих, в том числе на Федеральную службу исполнения наказаний. Функции контроля в Администрации Президента РФ осуществляют различные подразделения, в частности специализированные - Контрольное управление Президента РФ и полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Контроль высшего законодательного органа страны - Федерального Собрания РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из принципа разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью. Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации предусмотрены различные формы парламентского контроля: ответы Министра юстиции и директора ФСИН России на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, парламентские запросы, парламентские слушания, парламентские расследования и др.

Кроме того, отдельные члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут использовать индивидуальные формы:

  • рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, в том числе осуждённых;
  • личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • внесение запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса) соответствующему должностному лицу и т.п.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в рамках решения возложенных на него задач в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Предметом контроля здесь выступает исполнение указанными учреждениями и органами Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента РФ, а также стандартов деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, установленных Правительством в пределах своих полномочий. В первую очередь это связано с кадровым и материально-техническим обеспечением функционирования уголовно-исполнительной системы.

Правительство определяет и контролирует:

  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания;
  • численность должностей в уголовно-исполнительной системе, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и федеральными государственными гражданскими служащими;
  • перечень предприятий и учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, и др.

Кроме того, контролируется соблюдение персоналом учреждений, исполняющих наказания, правительственных постановлений по обеспечению социально-экономических прав осуждённых. Например, Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время".

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 27 УИК РФ с комментариями

Статья 27 УИК РФ. Исчисление срока обязательных работ - размещена в Особенной части Второго раздела Четвёртой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из двух небольших частей текста.

Ст. 28 УИК РФ с комментариями
Ст. 29 УИК РФ с комментариями
В СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённыхВ СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённых
Трепову этапировали в колониюТрепову этапировали в колонию
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты