.

Ст. 15 УИК РФ с комментариями

Статья 15 УИК РФ. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения - размещена в Общей части Первого раздела Второй главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из шести частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 15 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 15 УИК РФ. Обращения осуждённых и порядок их рассмотрения

  1. Осуждённые могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учётом требований настоящего Кодекса.
  2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуждённых к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
  3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осуждённых к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвёртой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осуждённые к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
  4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуждённых к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребёнка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
  5. Предложения, заявления и жалобы осуждённых по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.
  6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осуждённых, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осуждённых.

Комментарий к статье 15 УИК РФ

Комментируемая статья детализирует одно из основных прав осуждённых, перечисленных в ст. 12 УИК РФ. Регулирование данного права самостоятельной статьёй подчёркивает роль, которую отводит ему законодатель как одной из важнейших гарантий правовой защищённости осуждённых (см. комментарий к ст. 12). Конституционное право граждан России на обращения конкретизировано в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором регулируются правоотношения, связанные с реализацией этого права, а также устанавливается порядок рассмотрения таких обращений. На региональном уровне приняты законы субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы 1997 г. "Об обращениях граждан", одноимённый областной Закон 1997 г. Свердловской области и др.

Осуждённые обладают правом на обращения в той же мере, что и остальные граждане России, однако порядок его реализации различается в зависимости от вида отбываемого ими наказания. Осуждённые к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют обращения в обычном порядке. Статья 6 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (2005 г.) устанавливает, что уголовно-исполнительные инспекции рассматривают обращения осуждённых по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Осуждённые, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, направляют всю корреспонденцию через администрацию данных учреждений. В соответствии с УИК РФ обращения данной категории осуждённых подвергаются цензуре, осуществление которой определяется необходимостью профилактики преступлений и правонарушений.

Осуждённые опускают письменные обращения в конвертах в незапечатанном виде в почтовые ящики, расположенные на территории учреждения в доступном для осуждённых месте, либо передают их представителям администрации (лицами, содержащимися в камерах). Исходящая корреспонденция в течение трёх суток должна быть направлена адресату.

Обращения, направляемые органам и должностным лицам, обладающим правом контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проверке не подлежат, принимаются в запечатанном виде и должны быть направлены адресату в течение суток. К ним относятся:

  1. Федеральное Собрание РФ;
  2. Президент РФ;
  3. Правительство РФ;
  4. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ;
  5. Суд;
  6. Прокуратура;
  7. Вышестоящие органы управления УИС;
  8. Уполномоченный по правам человека в РФ;
  9. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  10. Международные организации, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;
  11. Общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения в адрес администрации могут иметь как письменный, так и устный характер. И те и другие регистрируются и разрешаются уполномоченными на то лицами.

Письменные обращения, поступившие государственному органу или должностному лицу, подлежат обязательной регистрации в течение трёх дней. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется. Решения по обращениям граждан, в том числе осуждённых, принимаются в срок до 30 дней со дня их регистрации, за исключением тех, которые требуют дополнительного изучения. В этих исключительных случаях, включая направление запроса в другой государственный орган о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлён ещё на 30 дней с уведомлением об этом лица, направившего обращение. Обращения, в которых не содержатся конкретные и обоснованные просьбы, жалобы и предложения или затрагиваются уже решённые вопросы, а также обращения с общими рассуждениями по тем или иным вопросам направляются в дело с обязательным извещением авторов.

В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению. Они должны содержать следующую информацию:

  • наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, либо его фамилию, имя, отчество и должность;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • изложение существа дела;
  • фамилию, имя, отчество заявителя, личную подпись и дату.

При отсутствии указанных атрибутов они признаются анонимными, а потому регистрации и рассмотрению не подлежат. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трёхдневный срок после поступления под роспись объявляются осуждённым и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осуждённого.

Важной формой обеспечения права осуждённых на обращения является их личный приём. Так, в соответствии со ст. 30 ПВР ИУ личный приём осуждённых осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учёт принятых на приёме осуждённых с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения производится в Журнале приёмов осуждённых по личным вопросам. Проверка решений, принятых во время приёмов, проводится ежемесячно. Должностные лица вышестоящих органов управления обязаны при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить личный приём осуждённых.

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 9 УИК РФ с комментариями

Статья 9 УИК РФ. Исправление осуждённых и его основные средства - размещена в Общей части Первого раздела Первой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья составлена из трёх небольших частей текста.

Полковник Тимченко арестован за крупную взяткуПолковник Тимченко арестован за крупную взятку
Ст. 17 УИК РФ с комментариями
В СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённыхВ СИЗО-1 г. Ростова побрили всех осуждённых
Трепову этапировали в колониюТрепову этапировали в колонию
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты