.

Ст. 9 УИК РФ с комментариями

Статья 9 УИК РФ. Исправление осуждённых и его основные средства - размещена в Общей части Первого раздела Первой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья составлена из трёх небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 9 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 9 УИК РФ. Исправление осуждённых и его основные средства

  1. Исправление осуждённых - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
  2. Основными средствами исправления осуждённых являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
  3. Средства исправления осуждённых применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых и их поведения.

Комментарий к статье 9 УИК РФ

Исправление как категория уголовного и уголовно-исполнительного права понимается в двух значениях. Первое - исправление как цель уголовного наказания (ст. 43 УК РФ), уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ). Второе - исправление как процесс оказания воспитательного воздействия на осуждённого, который должен привести к поставленной цели. Именно в этом, втором, значении в ч. 1 комментируемой статьи дано определение исправления осуждённых.

Формирование у осуждённых уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения представляет собой особый вид психолого-педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказания. При всей специфике объекта и условий, воспитательного воздействия он базируется на принципах и методах общей педагогики. Реализация воспитательного воздействия на осуждённых в настоящее время серьёзно осложнена, поскольку в самом обществе нет устоявшихся ориентиров развития, не сформированы общенациональная идеология и ценности. Однако это не является основанием для сомнений в необходимости достижения цели исправления осуждённых.

УИК РФ определяет содержание воспитательного процесса, а именно средства достижения его целей. Это: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, понимаемый для "срочных" видов наказания как режим; воспитательная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональная подготовка и общественное воздействие. Для осуждённых военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, дополнительным средством исправления является военная подготовка, включающая в себя строевую, боевую и тактическую подготовку, воинское воспитание (см. комментарий к ст. 163 УИК РФ).

В установленном порядке исполнения (отбывания) наказания или в режиме выражены карательные правоограничения, в нем же определён порядок применения других средств исправления: труда, воспитательной работы и т.д. Режим дисциплинирует осуждённого, приучает его к чёткому соблюдению распорядка дня и предъявляемых к осуждённому требований. Именно в этом отношении режим является основным средством исправления.

Воспитательная работа включает в себя нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные формы воспитания осуждённых (экологическое, патриотическое и т.д.). Общественно полезный труд является обязательным для осуждённых, отбывающих лишение свободы, ограничение свободы, обязательные работы и исправительные работы, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях. Труд обладает большим воспитательным потенциалом. Необеспеченность трудом осуждённых в местах лишения свободы приводит к нарушениям режима и преступлениям. Кроме того, это приводит к потере трудовых навыков, что может негативно сказаться после освобождения от отбывания наказания.

Получение общего образования и профессиональная подготовка регламентируются УИК РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации об общем и профессиональном образовании. Воспитательное значение образования осуждённых и получения ими профессии проявляется как в период отбывания наказания, так и после освобождения: результаты конкретно-социологических исследований показывают, что эти лица в меньшей степени подвержены рецидиву преступлений. Общественное воздействие реализуется в соответствии со ст. 23 УИК РФ, закрепляющей содействие общественных объединений в исправлении осуждённых, в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществление общественного контроля за их деятельностью.

Международные нормы в основном признают необходимость применения к осуждённым основных средств исправления, закреплённых в комментируемой статье. Так, в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) рекомендуется труд осуждённых в местах лишения свободы как позитивный элемент исправительного режима. В режимные мероприятия включены социальная работа, психологическая помощь, образование осуждённых, целью которого является как повышение общего уровня образованности осуждённых, так и ориентация на добропорядочную и законопослушную жизнь в будущем. Европейские пенитенциарные правила рекомендуют поддержание контактов с социальными организациями и службами, общественными объединениями и гражданами, использование их потенциала в поддержании необходимого правопорядка в тюрьме, обеспечении разумных потребностей осуждённых во время отбывания наказания, на стадии подготовки к освобождению и после освобождения. Общественное воздействие в соответствии с международными стандартами должно быть таким, чтобы тюрьма действительно воспринималась как территория общественных интересов.

В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основные средства исправления осуждённых. Помимо них на осуждённых оказывают воспитательное воздействие и другие, не отнесённые к основным, средства исправления. Применительно к лишению свободы - это социальная работа, психологическая помощь и т.п.

Средства исправления осуждённых применяются с учётом вида наказания. Наиболее полно они используются при исполнении (отбывании) лишения свободы и содержании в дисциплинарной воинской части. Общее образование, профессиональная подготовка осуждённых к аресту не осуществляются (ст. 69 УИК РФ), не регламентированы общее образование и профессиональная подготовка осуждённых при исполнении (отбывании) исправительных и обязательных работ. При назначении штрафа исправительное воздействие оказывает лишь установленный порядок его исполнения. Средства исправления осуждённых применяются с учётом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых и их поведения. Например, осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы в колониях особого режима, к общему образованию не привлекаются и профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (см. комментарии к статьям 108 и 112).

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 18.1 УИК РФ с комментариями

Статья 18.1 УИК РФ.

Ст. 19 УИК РФ с комментариями
Ст. 21 УИК РФ с комментариями
СИЗО-2 г. СимферопольСИЗО-2 г. Симферополь
Перевод осужденных 96-ФЗПеревод осужденных 96-ФЗ
ИК-1 г. ЭлистаИК-1 г. Элиста
ИК-6 п. ЭльбанИК-6 п. Эльбан
Задержан глава ГУ ФСИН Ростовской областиЗадержан глава ГУ ФСИН Ростовской области
Численность заключенных в России уменьшилась до исторического минимумаЧисленность заключенных в России уменьшилась до исторического минимума
Соглашение об обработке персональных данных \ Договор оферты

Рейтинг@Mail.ru