Ст. 2 УИК РФ с комментариямиСтатья 2 УИК РФ. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - размещена в Общей части Первого раздела Первой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Данная небольшая статья состоит из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 2 УИК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 2 УИК РФ. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Комментарий к статье 2 УИК РФСогласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовно-исполнительного законодательства находится в ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Данная позиция является важной гарантией единства подхода государства к определению порядка и условий отбывания наказания. Она важна для выполнения Россией международных обязательств в сфере обращения с правонарушителями, реализовать которые значительно легче в условиях федерального регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Субъекты Федерации не вправе принимать законы, регламентирующие исполнение (отбывание) наказания, что не исключает их участия в регулировании отдельных правоотношений в случаях, прямо указанных в нормах УИК РФ. Основным законодательным актом, регламентирующим исполнение (отбывание) наказания, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 8 января 1997 г. и введённый в действие с 1 июля 1997 г. К уголовно-исполнительному законодательству следует отнести Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Объявление скрыто. Отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральных законах от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и от 4 июня 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В ч. 2 ст. 2 УИК РФ определён предмет правового регулирования данной отрасли права. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний. Это сделано в УИК РФ, где в Общей части регламентированы общие положения (гл. 1), правовое положение осуждённых (гл. 2), учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (гл. 3). Уголовно-исполнительное законодательство, и прежде всего УИК РФ, регламентирует исполнение всех перечисленных в ст. 44 видов наказаний: штрафа; лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ; исправительных работ; ограничения по воинской службе; ограничения свободы; ареста, содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определённый срок; пожизненного лишения свободы; смертной казни. Кроме исполнения (отбывания) наказаний, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует применение иных мер уголовно-правового характера. Это осуществление контроля за поведением лиц, осуждённых условно (статьи 187 - 190), в меньшей степени урегулировано применение принудительных мер медицинского характера (ст. 18). Не нашло отражения в УИК РФ и других федеральных законах исполнение принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних осуждённых, а также введённой Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" в качестве иной меры уголовно-правового характера конфискации имущества. Это является пробелом законодательства. Уголовно-исполнительным законодательством регламентируется применение основных средств исправления осуждённых. К их числу закон относит: режим и установленный порядок исполнения и отбывания наказания; воспитательную работу; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональную подготовку; общественное воздействие. Наиболее полно указанные средства исправительного воздействия регламентированы применительно к лишению свободы, ограничению свободы, исправительным работам, содержании в дисциплинарной воинской части и другим срочным наказаниям (см. комментарий к ст. 9 УИК РФ). Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определён в большей степени в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Имеются такие нормы и в УИК РФ (см. гл. 3). Порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых частично регламентирован в статьи 23, 141 - 142 УИК РФ. Вместе с тем такое участие, в том числе в виде общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осуждённых, нуждается в дополнительном регулировании. В 2004 г. проект федерального закона об осуществлении общественного контроля принят в первом чтении Государственной Думой РФ, но до настоящего времени в окончательной редакции не принят. Порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам урегулирован в гл. 22 и 21 УИК РФ. Однако эти нормы устанавливают обязанности по оказанию помощи лишь для администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Оказание помощи освобождённым от отбывания наказания в трудовом и бытовом устройстве со стороны других государственных органов, организаций должно регулироваться отдельным федеральным законом, который до сих пор не принят. Необходимо также принятие федерального закона, регулирующего порядок осуществления контроля за лицами, освобождёнными от отбывания наказания. |