Ст. 453 УПК РФ с комментариямиСтатья 453 УПК РФ. Направление запроса о правовой помощи - размещена в Пятой части Восемнадцатого раздела Пятьдесят третьей Главы Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 453 УПК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 453 УПК РФ. Направление запроса о правовой помощи
Комментарий к ст. 453 УПК РФСовокупность правовых норм, составляющих содержание пятой части УПК 2001 г., обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение. Речь идёт о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Такое взаимодействие стало возможным лишь с кардинальными изменениями во внутриполитических и внешнеполитических отношениях, складывающихся в России в постсоветское время. (Сразу же после Второй мировой войны в СССР было установлено и вплоть до 90-х гг. прошлого столетия безраздельно господствовало правило, согласно которому любые международные контакты, в том числе, конечно, и в правоохранительной сфере, могли осуществляться только через Министерство иностранных дел СССР. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. N 5. Ст. 2.) В комментируемой статье закреплена сложившаяся в последнее десятилетие система отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства заключаются и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчётом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от имени данного государства, что в аналогичной ситуации оно поступит аналогичным образом и соглашается вступить с вышеперечисленными российскими ведомствами в непосредственные правоотношения. Международное право исходит из принципа, согласно которому уголовно-процессуальное право имеет строго территориальную сферу, определяемую суверенитетом государства. Этот принцип не допускает производства уголовно-процессуальных действий на территории другого государства даже при согласии последнего (хотя известны и редкие исключения). Поэтому основным способом решения данной проблемы по конкретному уголовному делу является запрос о правовой помощи, которому посвящена комментируемая статья, открывающая законодательный материал пятого раздела действующего УПК. Кроме общеизвестных международных правовых актов, принятых Организацией Объединённых Наций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), непосредственную международно-правовую основу сотрудничества российских судебных и правоохранительных органов по уголовным делам с компетентными органами иностранных государств дальнего зарубежья образуют: Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132; 2000. N 23. Ст. 2349); Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2348). На основе устоявшихся исторических связей перед лицом общей угрозы транснациональной организованной преступности в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) данный вопрос решается путём заключения 22 января 1993 г. (г. Минск) Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472). А в развитие положений Конвенции существует целый ряд соглашений, заключённых между правоохранительными ведомствами государств — стран СНГ (см., например: Соглашение министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.); Соглашение министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашхабад, 17 февраля 1994 г.) // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: В 3 т. / Отв. ред. В.А. Васильев. М.: МСС, 2001. Т. I. С. 475 — 480). |