Ст. 326 УПК РФ с комментариямиСтатья 326 УПК РФ. Составление предварительного списка присяжных заседателей - размещена в Третьей части Двенадцатого раздела Сорок второй Главы Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Представленная ниже статья составлена из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 326 УПК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 326 УПК РФ. Составление предварительного списка присяжных заседателей
Комментарий к ст. 326 УПК РФПрисяжными заседателями могут быть граждане, включённые в списки, составляемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании списков исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. В основе этих списков — данные об избирателях. В списки не включаются лица:
Отбор присяжных заседателей для участия в конкретном уголовном деле осуществляется из этих списков секретарём судебного заседания или помощником судьи, которому предстоит председательствовать в судебном заседании, по распоряжению последнего. Такое распоряжение отдаётся сразу же после назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей. Отбор присяжных заседателей на данном этапе носит технический характер; он производится путём случайной выборки. В отборе кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретных уголовных дел окружными (флотскими) военными судами назревает особая проблема. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. N 3-П, которое уже упоминалось в пункте 5 нашего комментария к статье 324 УПК, при рассмотрении окружным военным судом уголовного дела с участием присяжных заседателей предполагается, что «…коллегия присяжных заседателей формируется из граждан, постоянно проживающих на территории того субъекта Российской Федерации, где было совершено преступление…». Установленное в 2009 г. правило, согласно которому коллегия присяжных заседателей военными судами формируется путём случайной выборки из основного и запасного списков граждан, проживающих на территории ряда субъектов Российской Федерации (см. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 350-ФЗ, его полное наименование и источник опубликования указаны в предисловии к настоящему изданию), входит в противоречие с политико-правовой идеей, выраженной в вышеупомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, а равно и с правилами формирования коллегии присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел гражданскими судами общей юрисдикции. Для сведения и примера: юрисдикция Московского окружного военного суда распространяется на территорию Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, а также города Москвы, а юрисдикция Северо-Кавказского окружного военного суда — на территорию Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северной Осетии — Алании, Чеченской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Саратовской области и Ульяновской области (см. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 345-ФЗ, полное наименование и источник опубликования которого приводятся в авторском предисловии к настоящему изданию). Это значит, что коллегия присяжных заседателей при рассмотрении уголовного дела, подсудного Московскому окружному военному суду, будет сформирована на основании списков граждан, постоянно проживающих на территории всех вышеперечисленных субъектов Российской Федерации, и теоретически возможно, что в такой коллегии не окажется ни одного москвича, ни из столицы, ни из Московской области. |