Ст. 287 УК РФ с комментариямиСтатья 287 УК РФ. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счётной палате Российской Федерации - размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Представленная статья состоит из трёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 287 УК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 287 УК РФ. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счётной палате Российской Федерации
Комментарии к статье 287 УК РФСущность данной нормы заключается в том, что должностное лицо неправомерно отказывается от предоставления официальной информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ в случаях, когда по закону оно обязано дать эту информацию. Объективная сторона преступления характеризуется совершением должностным лицом одного из следующих действий:
Перечисленные действия представляют собой самостоятельные формы рассматриваемого состава преступления. Данный состав формальный и оконченным считается с момента совершения любого из указанных выше действий. Это преступление может быть совершено путём как активного действия, так и бездействия. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновное должностное лицо осознает, что незаконно отказывает высшим органам власти в предоставлении официальной информации, которую оно обязано предоставить, либо выдаёт её в неполном виде или выдаёт ложную информацию и желает этого. Наличие в законе формулировки "заведомо неполная либо ложная информация" исключает такую форму вины, как неосторожность. Мотив и цель в законе не указаны и поэтому не являются обязательными, для квалификации значения не имеют. Субъект преступления может быть только должностное лицо, на которое непременно должна быть возложена предусмотренная законом обязанность предоставлять информацию высшим органам власти. Квалифицированным признаком анализируемого преступления является (ч. 2 ст. 287 УК) отказ в предоставлении информации лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (см. комментарий к ст. 285 УК). Особо квалифицированный вид данного состава преступления (ч. 3 ст. 287 УК) характеризуется:
Содержание п. "а" ч. 3 ст. 287 УК означает, что если должностное лицо предоставит официальную информацию, то могут стать известными случаи совершенных ранее преступлений и правонарушений. Такие факты нередки в условиях возникновения межнациональных, региональных, массовых, вооружённых и иных конфликтов. Ответственность наступает в случае, если конкретное должностное лицо абсолютно точно осведомлено обо всех правонарушениях и происходящих в связи с ними событиях, имеет об этом информацию, но отказывается её выдавать и тем самым скрывает совершенные другими должностными лицами правонарушения. Отказ в предоставлении информации группой лиц по предварительному сговору или организованной группой предполагает участие в данном деянии двух или более должностных лиц либо совместность совершения преступного отказа в предоставлении информации всеми его участниками. Последнее означает:
Совершение данного деяния должностным лицом не исключает участия в нем также и частного лица, действия которого должны квалифицироваться как соучастие в той роли, в которой оно участвовало (организатор, подстрекатель и т.д.), т.е. по ст. 33 и п. "б" ч. 3 ст. 287 УК. Тяжкие последствия, наступившие в результате совершенного должностным лицом (лицами) отказа в предоставлении информации высшим органам власти, могут быть выражены в принятии этими органами ошибочного решения по той причине, что не была дана официальная информация либо была представлена информация, содержащая ложные сведения. К сожалению, термин "тяжкие последствия" законодатель использует не так уж редко. Данный термин относится к оценочной категории, и потому его границы нечёткие, зависят не от уголовного закона, а от правоприменителя, что не способствует укреплению принципа законности. |