Ст. 271 УК РФ с комментариямиСтатья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полётов - размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать седьмой Главы Уголовного Кодекса РФ. Небольшая по объёму текста статья состоящая из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 271 УК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полётовНесоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полёта или иное нарушение правил международных полётов Комментарии к статье 271 УК РФНепосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полётов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолёт, вертолёт, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полётов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полётов над территорией Российской Федерации регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 25.06.2012), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., но и некоторыми положениями международного права. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полёта указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полёта или ином нарушении правил международных полётов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полёты воздушных судов других государств над определёнными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полётов определены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. N 90 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полётов". Данное преступление считается оконченным с момента нарушения указанных Правил. Субъективная сторона - рассматриваемое преступление может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полётов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства. Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолёта террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полётов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения. Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полётов. Нарушение правил международных полётов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда (ст. 229.1 УК), террористический акт (ст. 205 УК), захват заложников (ст. 206 УК), угон воздушного судна (ст. 211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полётов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полётов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению. Нарушение правил полёта воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст. 263 УК. |