Ст. 258.1 УК РФ с комментариямиСтатья 258.1 УК РФ. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации - размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать шестой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья включает в себя три части текста с примечанием. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 258.1 УК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
Комментарии к статье 258.1 УК РФНепосредственным объектом преступления, как следует из содержания рассматриваемой нормы, являются отношения по охране диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ. Предмет преступления - не все занесённые в Красную книгу РФ и (или) охраняемые международными договорами РФ организмы, а только указанные виды диких животных и водных биологических ресурсов, их части (например, лапы, рога, части туловища) и производные (например, шкуры, икра рыб, раковины моллюсков, молоко и шерсть животных). Так, нередко медведи добываются ради их лап, ценящихся в силу различных суеверий в странах Восточной Азии, кабарга - ради так называемой кабарожьей струи, соколы - для контрабандного перемещения в страны арабского мира, где они издревле являются престижным орудием охоты. Производные иначе называются дериватами (от лат. - derivatum). Этот термин употребляется, в частности, в ст. 8.35 КоАП РФ. Поскольку весь живой мир на планете состоит из животных, растений и грибов, понятие "дикие животные" в буквальном смысле слова включает в себя млекопитающих, приматов, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, птиц, а также насекомых и множество других видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы в окружающей среде. Термин включает и все виды водных биологических ресурсов, за исключением видов водных растений. Водные биологические ресурсы состоят из животных и водных растений (см. комментарий к ст. 256 УК РФ). С этих позиций, как представляется, специально выделять особо охраняемых редких и исчезающих водных животных в ст. 258.1 УК РФ нет смысла. Они все "дикие животные". И наоборот, поскольку к числу "водных биологических ресурсов" относятся и водные редкие, исчезающие виды растений, то законодатель подразумевает, очевидно, и их. Однако в ст. 258.1 УК РФ ничего не говорится о "краснокнижных" растениях, произрастающих на суше. Они не являются предметом преступления. Между тем таковых гораздо больше, чем водных. Как следует из нового п. 3 примечания к ст. 226.1 УК РФ, Перечень особо ценных в экологическом плане диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ для целей данной статьи и ст. 258.1 УК РФ, утверждается Правительством РФ. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регулируется многочисленными нормативными правовыми актами. Все их можно разделить на две группы: общие (содержащие общие требования к охране окружающей среды или её отдельных элементов) и специальные. Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Таковые также содержатся в: Федеральных законах от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ (с послед. изм.) "О животном мире", от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ (с послед. изм.) "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Водном кодексе РФ; Лесном кодексе РФ. К специальным актам следует отнести, например, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(с послед. изм.); Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации", от 19 февраля 1996 г. N 156 "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации"(с послед. изм.), от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов"(с послед. изм.). РГ. 2010. 1 дек. Красная книга - это и есть, по сути, Перечень (своеобразный кадастр) редких и исчезающих видов растений и животных. Включение в Красную книгу означает: повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовка ягод, растений, отстрел, отлов животных, изменение условий обитания и т.п.), за исключением использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого в специальном порядке на основе специальных разрешений. Порядок ведения Красной книги (включение в неё новых видов, исключение каких-либо и т.д.) определяется Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. "О Красной книге РФ", а меры по реализации этого порядка - в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР РФ) от 21 октября 2002 г. N 699 "Об обеспечении работы по ведению Красной книги РФ". О категориях животных и растений, включаемых в Красную книгу РФ, см. комментарий к ст. 259 УК РФ. Поскольку на сегодняшний день никакого другого Перечня, кроме содержащегося в данной книге, нет, то при применении ст. 258.1 УК РФ руководствоваться следует им. На наш взгляд, для квалификации незаконного оборота "краснокнижных" объектов окружающей среды по ст. 258.1 УК РФ не имеет значения то обстоятельство, в свободном естественном состоянии находились ли в окружающей среде указанные виды диких животных и водных биологических ресурсов или они содержались в неволе (например, в зоопарке, на территории заповедника в специальных местах, частном владении). Поэтому если, например, работник зоопарка, не являющийся должностным лицом, продал кому-либо "краснокнижное" животное, его действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 258.1 УК РФ. Однако юридическая оценка незаконного изъятия такого животного зависит от того, откуда оно изъято: из окружающей среды или из владения физического или юридического лица (в нашем примере - зоопарка). В первом случае содеянное следует наряду с незаконным оборотом квалифицировать как незаконную добычу особо охраняемого природного ресурса по ст. 258.1 УК РФ, а во втором - как хищение (например, кража) чужого имущества, поскольку в первом случае данное животное представляет собой элемент природной среды, а во втором - имущество, товар. Подробнее по этому вопросу см.: Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: НИИ ПУЗиП ГП РФ. 2002; Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М.: УРАО, 2002. Объективная сторона преступления выражается, во-первых, только в действиях (хотя в ст. 258.1 УК РФ употребляется термин "деяние", подразумевающий как действие, так и бездействие), во-вторых, эти действия состоят в добыче и (или) незаконном обороте указанных видов диких животных и водных биологических ресурсов, их частей и производных. Незаконный оборот, как следует из сопоставительного анализа названия и диспозиции ст. 258.1 УК РФ, составляют содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа таких животных и водных биологических ресурсов, нарушающие нормы указанных выше нормативно-правовых актов. Содержание образуют действия по уходу за животным, его кормлению, лечению и т.п. или уходу за водным растением. При этом виновный в отношении предмета преступления осуществляет полномочия, присущие праву собственности. Например, содержит зверя в домашнем зверинце, ловчую птицу для охоты, редкое пресмыкающееся в террариуме. Приобретение - получение предмета преступления любым способом:
Хранение в отличие от содержания, на наш взгляд, заключается во временном или постоянном удержании животного или растения, его частей или производных для последующего их отчуждения другим лицам или употребления в пищу либо использования иным образом, или в хранении животного, его частей или производных, переданных виновному другим лицом. Например, хранении шкуры "краснокнижного" зверя. Перевозка - перемещение предмета преступления из одного пункта в другой любым транспортным средством. К перевозке, по нашему мнению, следует приравнять и переноску. Соответственно, рассматриваемую статью УК РФ целесообразно дополнить указанием на такой способ перемещения указанных объектов окружающей среды. Пересылка - перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных. Продажа предполагает возмездную передачу виновным предмета преступления другим лицам. Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в ст. 258.1 УК РФ действий. Состав преступления формальный. Субъективная сторона преступления предполагает наличие у виновного прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действий, понимает их фактическую значимость и желает их совершить. Субъект преступления общий - вменяемое, достигшее возраста 16 лет лицо. В ч. 2 ст. 258.1 УК РФ - специальный: должностное лицо. Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ) образуют действия, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 258.1 УК РФ) - действия, предусмотренные частями первой или второй, совершенные организованной группой (понятие её см. комментарий ст. 35 УК РФ). Почему законодатель акцентировал в ч. 2 ст. 258.1 УК РФ внимание лишь на должностных лицах, совершенно непонятно. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Между тем при совершении указанных в ст. 258.1 УК РФ действий использовать своё служебное положение могут и иные лица: работники зоопарков, заповедников и иных особо охраняемых территорий, научных организаций, специальных мест передержки, содержания и разведения животных, не относящиеся к числу должностных лиц; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (см. примечание к ст. 201 УК РФ). Представляется, рассматриваемая статья и в этой части нуждается в дополнении. Статья 258.1 УК РФ в её нынешней редакции порождает коллизию с п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Пунктом "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную охоту на птиц и зверей, охотиться на которых полностью запрещено. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определённые виды птиц и зверей вследствие их особой экологической ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесённых в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (см. комментарий к ст. 258 УК РФ). Допустима лишь добыча (отлов, вылов) таких животных в научных целях на основе специального разрешения и в строго определённом порядке. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, леопарда, тигра, снежного барса, белого медведя, фламинго, аистов, журавлей. Однако незаконная добыча таких животных полностью охватывается ст. 258.1 УК РФ и дополнительной квалификации по п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ не требует. Эта норма становится "мёртвой", и её следует исключить из данной статьи. Требует разграничения ст. 258.1 УК РФ и со сходной ст. 8.35 КоАП РФ, с которой она конкурирует. Причём здесь мы сталкиваемся с неожиданной ситуацией. Статья 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений" КоАП РФ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ гласит: "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов (выделено нами) без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечёт...". Но выделенные в данной статье действия в соответствии со ст. 258.1 УК РФ образуют оконченный состав преступления, если они совершаются незаконно, т.е. без надлежащего на то разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении, либо с нарушением иного установленного соответствующими нормативно-правовыми актами порядка. Разницу между административно-наказуемым проступком и преступлением в этом случае усмотреть невозможно. Слова в ст. 8.35 КоАП РФ "если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния" не наполнены конкретным содержанием и не несут в себе никакой смысловой нагрузки в плане разграничения проступка и преступления. Вместе с тем они означают, что норма КоАП РФ может быть вменена только в том случае, если содеянное не содержит признаков состава преступления. А если указанные действия их содержат, применению подлежит ст. 258.1 УК РФ. Принцип "все сомнения толкуй в пользу обвиняемого (подсудимого)" здесь не работает. Таким образом, следует сделать вывод, что ст. 8.35 КоАП РФ заведомо "мёртвая" и не может быть использована на практике до внесения в неё изменений, которые позволили бы реально разграничить административно-наказуемый проступок и преступление. |