Нужен адвокат?
Консультации по телефону:
Квалифицированная юридическая помощь
Более 5000 обратившихся уже получили квалифицированную юридическую консультацию
и решили свои юридические вопросы.


Ст. 1 УК РФ с комментариями

Статья 1 УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации - размещена в Общей части Первого раздела Первой главы Уголовного Кодекса РФ. Содержит в себе две части текста. Рассмотрим вкратце о чём сказано в ст. 1 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации

  1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
  2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Комментарии к статье 1 УК РФ

Уголовное законодательство Российской Федерации - это законодательная форма закрепления юридических норм (правил поведения) российского уголовного права. Уголовное право является фундаментальной отраслью права, неотъемлемой составной частью правовой системы Российского государства. Оно наряду с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом образует так называемый уголовно-правовой комплекс, составляющий юридическую основу борьбы с преступностью.

Правовыми средствами охраны от преступных посягательств новых общественных отношений, возникших и функционирующих в современной России, являются нормы действующего уголовного законодательства, на основании которых суд применяет к правонарушителям меры государственного принуждения. Умелое и решительное использование в необходимых случаях силы уголовного закона, заложенных в нем обще- и специально-предупредительных, а также воспитательных возможностей - эффективное средство в борьбе с преступностью, укреплении правопорядка, защите прав, свобод и законных интересов граждан.

Уголовное право, нормы которого закрепляются в статьях УК РФ, будучи самостоятельной отраслью российского права, имеет свои особые, только ему присущие предмет и метод правового регулирования, которые выделяют и отличают его от иных отраслей, образующих единую, целостную и сбалансированную правовую систему государства. В качестве предмета правового регулирования выступают социально негативные (вредные, отрицательные) фактические общественные отношения, которые возникают в момент совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице его компетентных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда). Эти конфликтные фактические отношения, порожденные преступлением (юридический факт), будучи урегулированными нормой (или нормами) уголовного права, приобретают юридическую форму уголовных правоотношений или, как их называют иначе, уголовно-правовых отношений. Они по своей природе имеют регулятивный и охранительный характер и соотносятся с уголовной ответственностью (см. комментарий к ст. 8 УК РФ) в том смысле, что последняя возникает, реализуется и прекращается в рамках функционирования уголовных правоотношений. Вне их она реализоваться вообще не может.

В силу этого следует признать несостоятельным высказанное в литературе мнение о том, что уголовное право не имеет своего собственного предмета правового регулирования. Подобная позиция далека от действительности ввиду того, что любая отрасль права, лишенная регулятивного, организующего начала, - это социальная бессмыслица, так как при таком положении подрывается сама основа существования права как необходимого инструмента упорядочения определённых общественных отношений. Право, как известно, является одним из важнейших средств социального управления. Но право, которое ничего не регулирует, не направляет поведение людей, изначально утрачивает это своё основное качество, лишается всякого разумного смысла, поскольку не выполняет никакой функциональной роли. Именно в функции регулирования проявляются служебная роль, социальное предназначение уголовного права как совокупности охранительных по своей сути и направленности юридических норм.

Уголовное право наряду с регулированием, а точнее, посредством регулирования, выполняет и другую важнейшую функцию - функцию охраны наиболее важных и ценных общественных отношений, поступательное развитие которых обеспечивает прогресс российского общества во всех основных сферах его жизнедеятельности - социальной, экономической, политической и духовной. Следовательно, правомерно и обоснованно выделение в качестве самостоятельного и второго обязательного предмета уголовного права предмета охраны, содержание которого, в отличие от первого, составляет совокупность социально полезных, жизненно важных общественных отношений. В их упорядочении и нормальном функционировании кровно заинтересованы граждане, общество и государство. Именно поэтому они и защищаются уголовным правом от преступных посягательств. Таким образом, российское уголовное законодательство имеет два относительно самостоятельных, но одновременно теснейшим образом связанных друг с другом предмета:

  1. предмет регулирования
  2. предмет охраны (правовой защиты).

Охранительная функция российского уголовного законодательства решается двояким путем.

Во-первых, сам факт издания (опубликования) уголовного закона, содержащего веление или запрет определённого общественно опасного поведения под угрозой применения карательных санкций за нарушение гражданином общеобязательного предписания, оказывает превентивное (предупредительное) воздействие на неустойчивых адресатов правовой нормы, удерживая их от поступков, могущих причинить вред правоохраняемым интересам.

Во-вторых, функция охраны системы указанных общественных отношений реализуется в процессе регулирования социально ущербных, вредных отношений, возникших вследствие совершения преступления. Метод регулирования этих особых отношений состоит в реальном использовании уголовно-правовых средств борьбы с наиболее опасными правонарушениями - преступлениями. В качестве таких средств выступают нормы уголовного законодательства, применение которых влечет, как правило, определённые юридические последствия - привлечение к уголовной ответственности, уголовное наказание, назначаемое виновному лицу судом, и судимость.

Реализация охранительной функции (основного назначения уголовного законодательства) достигается методом принудительного воздействия на преступников путём использования специфических средств государственно-правового принуждения в виде мер уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений (см. комментарий к ст. 43 УК РФ).

Таким образом, охранительная функция уголовного законодательства Российской Федерации получает форму реального бытия в осуществлении функции регулятивной. В этом и проявляется диалектическая связь регулирования и охраны, реализация которых предопределяет социальное предназначение уголовного законодательства как составной части правовой системы Российского государства. В этом смысле формула "уголовное законодательство, регулируя, охраняет" предельно точно отражает смысл и суть рассматриваемого процесса. Наряду с охранительной российскому уголовному праву органически присущи также предупредительная и воспитательная функции.

Уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. содержание законодательства полностью воплощено в нем. Уголовно-правовые нормы не могут содержаться ни в каком другом федеральном законодательном акте. Уголовное законодательство, следовательно, является единственным и исключительным источником российского уголовного права: ни иные федеральные законы, ни указы Президента РФ, ни тем более подзаконные нормативные акты органов государственной власти не могут устанавливать преступность и наказуемость общественно опасных деяний, любые иные общие положения, связанные с уголовной ответственностью гражданина.

Исходя из этого принципиального положения, Уголовный кодекс РФ провозглашает, что вновь принятые законы подлежат обязательному включению в настоящий Кодекс. В практическом плане из этого важного положения следует, что ни один из вновь принятых Федеральным Собранием РФ уголовных законов не может ни действовать, ни применяться уполномоченными государством органами сам по себе, вне и помимо соответствующих статей УК РФ. Значимость и исключительная важность этого нового законодательного предписания определяется рядом факторов.

Во-первых, действие единого полностью кодифицированного уголовно-правового акта способствует укреплению режима законности в правоприменительном процессе. Сосредоточение всех без исключения уголовных законов государства в одном-единственном акте обеспечивает четкую и правильную ориентацию всех правоохранительных органов в информационной базе борьбы с преступностью, а также, что крайне важно, и граждан в вопросах о том, что уголовный закон запрещает под угрозой наказания и тем самым усиливает общепревентивное воздействие уголовно-правового запрета на неустойчивых членов общества.

Во-вторых, отмеченная новация сводит информационную базу о преступности или непреступности поведения человека всего к одному и единственному (а не к нескольким, как это было раньше) официальному источнику в виде кодифицированного, внутренне согласованного и системного законодательного акта - действующему Уголовному кодексу РФ (далее - УК), что, несомненно, способствует формированию и развитию общественного правового сознания. Нельзя в связи с этим не отметить и того значимого с точки зрения правильного правоприменения обстоятельства, что новое положение об обязательности включения вновь принимаемых законов в Уголовный кодекс сразу вводит их в систему его норм и тем самым обеспечивает системную и логическую связь таких законов с соответствующими положениями действующего уголовного законодательства.

Известно, что общеобязательное правило поведения устанавливается не одной отдельно взятой статьёй УК, а всегда несколькими его статьями, относящимися как к Особенной, так и к Общей частям (например, положения, регламентирующие признаки субъекта преступления, вины, приготовления, покушения на преступление, соучастия, совокупности, рецидива преступлений и т.д.). Понятно, что новый закон, конструирующий тот или иной состав преступления, можно правильно уяснить, истолковать, а следовательно, и безупречно точно применить только в органической связи и неразрывном системном единстве его признаков с признаками других надлежащих статей действующего Уголовного кодекса РФ, что создаёт дополнительную гарантию обеспечения режима законности в правоприменительном процессе, существенно облегчает квалификацию деяний.

Часть 2 ст. 1 УК устанавливает, что комментируемый Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Конституция - основополагающий закон Российского государства. Она составляет юридическую базу всех отраслей российского права, всей правовой системы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, как провозглашается в п. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Уголовный кодекс РФ во всех своих разделах, главах, отдельных институтах и их положениях полностью опирается на положения Конституции Российской Федерации. Прежде всего это относится к определению иерархии социальных ценностей общества, поставленных под охрану уголовного закона, первое место в которой занимают права и свободы человека и гражданина (ст. 2 УК).

Это положение нового УК полностью соответствует гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", ст. 18, в которой торжественно провозглашается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Следует констатировать, что в развитие системы норм гл. 2 Конституции Российской Федерации Уголовный кодекс содержит большую совокупность норм (53 статьи), которые объединены в раздел VII "Преступления против личности", поставленный в системе Особенной части УК на первое место и в свою очередь подразделенный на пять самостоятельных, но тесно связанных друг с другом глав, сгруппированных по критерию единства интегрированного надгруппового объекта уголовно-правовой охраны, в качестве которого выступает личность.

Это главы:

  • 16 - "Преступления против жизни и здоровья",
  • 17 - "Преступления против свободы, чести и достоинства личности",
  • 18 - "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности",
  • 19 - "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина"
  • 20 - "Преступления против семьи и несовершеннолетних".

При этом если внимательно изучить весь массив нормативного материала Особенной части УК, то легко обнаружится, что подавляющее большинство его норм так или иначе в конечном счете связано с уголовно-правовой защитой интересов личности, ибо, говоря емкой законодательной формулой Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов".

Несомненно, что и принципы Уголовного кодекса не только вытекают, но в ряде случаев и непосредственно базируются на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, например, принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК, ст. 19 Конституции РФ). И ещё на одно обстоятельство, свидетельствующее о тесной связи Конституции РФ и уголовного законодательства, нельзя не обратить внимания: нет ни одного конституционного института, будь то основы конституционного строя Российской Федерации, её федеративного устройства, судебной власти, местного самоуправления и т.д., который бы не был взят под надёжную охрану нового Уголовного кодекса, т.е. не получил бы в его нормативном содержании своё специфическое отражение и преломление, свойственное данной отрасли российского права, исходя из особенностей предмета его правового регулирования.

Часть 2 ст. 1 УК, строго говоря, также основана на конституционном положении, впервые признающем приоритетное значение международных юридических категорий, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

К числу таковых в интересующей нас области относятся, например, международные договоры (конвенции) о запрещении производства и применения биологического оружия, химического оружия, правил ведения войны, обращения с военнопленными, об угоне самолётов, пиратстве, рабстве и многие другие. Придавая исключительную важность указанным правовым категориям, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К таким принципам, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью её правовой системы". Применительно к российскому уголовному праву есть одна очень важная особенность применения международных правовых норм. Она состоит в следующем. Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить предусмотренные договором обязательства путём установления наказуемости определённых преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).

Это положение обусловлено ст. 54 и п. "о" ст. 71 Конституции РФ, а также ст. 8 УК, согласно которым уголовной ответственности в России подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма УК РФ прямо не устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 УК).


Количество преступлений в России

Кодексы РФ

» Уголовный Кодекс (УК РФ)
» Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК РФ)
» Уголовно-исполнительный Кодекс (УИК РФ)
» Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ)

Ст. 8 УК РФ с комментариями

Статья 8 УК РФ. Основание уголовной ответственности - заключительная статья Первой главы, Первого раздела Общей части Уголовного Кодекса РФп, содержит в себе всего одно короткое предложение, однако имеющее глубокий смысл. Рассмотрим вкратце о чём сказано в ст.

Ст. 9 УК РФ с комментариями
Ст. 11 УК РФ с комментариями
Ст. 32.14 КоАП РФ с комментариями
Ст. 32.7 КоАП РФ с комментариями
Ст. 32.8 КоАП РФ с комментариями
Ст. 32.9 КоАП РФ с комментариями
Ст. 32.10 КоАП РФ с комментариями
Ст. 32.11 КоАП РФ с комментариями

Бесплатные консультации по телефону:

Рейтинг@Mail.ru